Рост коммунальных тарифов выводит граждан на демонстрации.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Федеральному центру приходится исправлять собственные ошибки коммунального регулирования. Попытка переложить ответственность за рост коммунальных тарифов на местные власти, судя по всему, не удалась. В пятницу президент Дмитрий Медведев поручил в десятидневный срок разобраться с причинами резкого роста цен в ЖКХ. Ранее премьер Владимир Путин признал, что Федеральной службе по тарифам (ФТС) следует возобновить хотя бы мониторинг местных коммунальных тарифов. Между тем в прошедшие выходные в стране продолжались протесты против роста коммунальных платежей. А независимые эксперты указывают на растущую угрозу неоплаты гражданами услуг ЖКХ.
В субботу в Ангарске (Иркутская область) прошел массовый митинг против роста тарифов на услуги ЖКХ. На улицы вышли несколько тысяч жителей Ангарска с требованием найти виновных в неоправданном завышении норм потребления и тарифов. Так, стоимость коммунальных услуг по теплу оказалась там завышенной на 10–15%, по горячей воде – на 20%, по холодной – на 20–25%, по водоотведению – на 20–25%. Непропорциональный рост коммунальных тарифов стал заметным социальным раздражителем и потребовал специального вмешательства президента и правительства. В пятницу президент Дмитрий Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку в 10-дневный срок разобраться с причинами резкого роста коммунальных платежей за воду и тепло. По словам Медведева, руководителям нужно «объяснить, что они отвечают головой и должностью за подсчет точной стоимости тарифов, за то, чтобы нормы потребления (воды и тепла) не отличались друг от друга в соседних населенных пунктах, за корректность расчетов и в конечном счете – за социальную стабильность. В тех случаях, где будет установлено, что тарифы завышены, руководители субъектов Федерации и муниципальных образований должны принять меры по их изменению, открутке в обратную сторону, уменьшению». «Даю вам 10 дней», – приказал президент и уточнил: если правительству потребуются дополнительные полномочия, он готов их предоставить.
Обострение тарифных проблем – для власти не новость. Еще 4 марта на заседании правительства премьер-министр Владимир Путин заявил о необходимости вмешательства в региональные тарифы ЖКХ: «Мы наблюдаем сегодня в регионах, во всяком случае в некоторых регионах, заметный рост тарифов по ЖКХ. Кстати говоря, мы не установили в этом году верхней планки, и у Федеральной тарифной службы нет даже права сегодня мониторить ситуацию. Считаю, что Федеральной тарифной службе должно быть предоставлено такое право. Мы должны знать, что там происходит». Через неделю после этого заявления спикер Госдумы Борис Грызлов создал комиссию по коммунальным тарифам. И в конце недели эта комиссия во главе с депутатом Владимиром Пехтиным посетила Самару, в которой плата за холодную воду выросла в 2010 году на 59,4%, а тариф на водоотведение – на 33,2%. Следующие пункты назначения думской коммунальной комиссии – Иркутск, Петропавловск-Камчатский, Калуга и Курск.
Между тем независимые эксперты напоминают, что нынешний тарифный конфликт был создан не в регионах, а в Москве. «Еще в 2008 году федеральный Центр официально провозгласил политику ускоренной индексации коммунальных тарифов и тарифов естественных монополий. Именно эта политика продолжается и в 2010 году. Кроме того, Центр официально разрешил местным властям повышать тарифы свыше предельно установленных норм», – напоминает глава департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Действительно, в материалах ФСТ прямо указано, что за счет разного рода надбавок стоимость тепловой энергии может превышать предельные уровни тарифов. Прямое регулирование коммунальных тарифов на федеральном уровне или благословение разного рода надбавок Николаев считает ошибкой, поскольку такой механизм стимулирует неоправданный рост тарифов. Кроме того, политически мотивированное вмешательство в тарифное регулирование превращает ЖКХ в слишком рискованную сферу для добросовестных предпринимателей. «На тарифы в ЖКХ лучше влиять через антимонопольное регулирование и штрафы за необоснованное завышение цен», – советует экономист. Установление верхней планки цен на услуги ЖКХ может быть полезным только в краткосрочной перспективе. Долгосрочного эффекта оно не даст, потому что, как считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, «контролировать монополии должны те, кто живет на данной территории и пользуется услугами локальных монополий, а не окрик из федерального Центра». И то, что федеральным властям приходится сверху заниматься локальными проблемами, – «демонстрация полного отсутствия сбалансированной системы рыночных отношений в сфере ЖКХ».
Главная причина недовольства граждан очевидна, говорят эксперты: доходы населения по итогам 2009 года практически не выросли, а тарифы подпрыгнули сразу на 15–20%. «Когда в докризисные годы доходы населения росли на 12–13%, а коммунальные платежи – на 18–20%, это воспринималось менее болезненно. А сейчас доходы почти не растут», – поясняет Зубаревич. В такой ситуации есть риск увеличения доли неплательщиков, как это случилось, например, на городском транспорте и на пригородных электричках, где неплатежи населения составляют уже около 30%. «С ЖКХ будет то же самое. В регионах Сибири и Дальнего Востока неплатежи уже растут очень заметно», – говорит Зубаревич. Рациональный механизм ограничения роста тарифов ЖКХ действительно необходим. «Но когда федеральная власть вмешивается в коммунальные конфликты – это очень похоже на бесплатный пиар, поскольку расплачиваются за результат местные бюджеты, – уточняет Зубаревич. – Проколы и провалы управления на локальном и региональном уровне невозможно откорректировать федеральными решениями».
«Требование 100-процентной оплаты услуг населением правомерно. Но при этом должны быть созданы механизмы снижения монопольно высоких издержек. А этого не сделано», – резюмирует Зубаревич.