На днях под Петербургом было найдено тело таможенника, по предварительной версии, покончившего жизнь самоубийством. Таможенник работал на Выборгском посту Санкт-Петербургской таможни, до недавнего времени одном из самых оживленных. Незадолго до трагического происшествия на посту обнаружили партию контрабанды. Как удалось выяснить «НГ», цепь странных событий привела к настоящему кризису на рынке международных перевозок.
В конце февраля питерские автомобилисты наблюдали странную картину – огромную очередь из грузовиков на кольцевой дороге. Оказалось, что на Выборгском посту были обнаружены автомашины с контрабандным грузом. Как пояснили «НГ» в управлении по связям с общественностью Федеральной таможенной службы (ФТС), в 22 грузовиках находились одежда и обувь, которую контрабандисты пытались провезти под видом дешевых с точки зрения таможни товаров народного потребления – резиновых перчаток, шариковых ручек, рекламных буклетов и т.д. Товары из Китая и Турции, которые в реальности были в фурах, предназначались для продажи на рынках Москвы и Петербурга.
Рядовое на первый взгляд происшествие стало причиной совсем не рядовых последствий. 25 февраля руководство ФТС выпустило приказ о проведении служебной проверки в отношении должностных лиц Северо-Западного таможенного управления и подчиненных таможенных органов. И уже на следующий день начальник Санкт-Петербургской таможни Владлен Иванов принимает неожиданное решение – о приостановке работы целого таможенного поста. Неразбериха и несогласованность действий привели к образованию на кольцевой очереди из грузовиков, которые на Выборгском посту натолкнулись на закрытый шлагбаум.
Подобных прецедентов в Петербурге, а может, и во всей России до этого не было. Даже когда таможенники пресекли канал контрабанды одежды, предназначенной для Черкизовского рынка (речь шла о нескольких тысячах контейнеров), работа постов, на которых был остановлен этот груз, не прекращалась.
Несмотря на не самый крупный объем выявленной на Выборгском посту контрабанды, ФТС прислала в Петербург комиссию, которая приступила к расследованию происшествия. Как сообщили источники «НГ», близкие к Санкт-Петербургской таможне, члены комиссии провели серию допросов сотрудников Выборгского поста. И, судя по всему, настолько жестко подошли к этому делу, что на второй день работы комиссии один из таможенников ушел из дома, оставив жене записку: «Простите меня. Я не виноват. Продолжайте жить. Я вас люблю». 4 февраля его тело нашли с глубокими порезами на руках и шее. По предварительной версии, таможенник покончил жизнь самоубийством.
Частные структуры, связанные с работой Выборгского поста, полагают, что все происходящее является следствием передела рынка таможенных услуг. Дело в том, что в прошлом году в рамках реформирования таможни в Москве было закрыто 45 таможенных постов. По концепции ФТС предполагается, что посты должны находиться ближе к границе – в том числе в Петербурге и области. Но здесь этот рынок практически полностью занят. И крупнейшим игроком на нем является транспортно-логистический комплекс «Осиновая роща», на территории которого и находится Выборгский пост. Таможенники выполняют здесь свои функции, а частные компании оказывают сопутствующие услуги. В частности, управляют складом временного хранения (СВХ). До тех пор пока этот комплекс функционирует, выйти на рынок таможенных услуг Петербурга очень непросто. Поэтому, как предполагают работающие в комплексе предприниматели, их конкуренты заручились поддержкой влиятельных чиновников, которые пытаются выдавить комплекс с рынка таможенных услуг. В частности, как сообщил «НГ» Константин Лаар, гендиректор одной из компаний, управляющей СВХ на территории комплекса, предпринимались настойчивые попытки заведения большого количества административных дел в отношении компании в связи с мелкими нарушениями, даже не связанными с контрабандой. Если этим делам будет дан ход, у компании могут отозвать лицензию. В этом случае на рынке таможенных услуг образуется свободный сегмент.
Ситуация вокруг Выборгского поста уже принимает политический оборот. Один из крупнейших импортеров, компания Nissan, которая ежемесячно ввозит в Петербург около тысячи контейнеров с комплектующими для сборки автомобилей, обратилась с письмом в Смольный. В документе говорится о том, что, если работа Выборгского поста не возобновится, производство автомобилей на местном заводе может остановиться, а это, в свою очередь, повлечет сокращение поступлений в городской бюджет. Через Выборгский пост до недавнего времени ежедневно проходило до 300 грузовиков, а в пиковые моменты он пропускал до тысячи машин в день. Сейчас эти грузы направляются на другие посты. А те оказались не готовы справиться с возросшим товарооборотом.
Начальник таможни Владлен Иванов сообщил «НГ», что предпринимаются все необходимые меры для проведения таможенного оформления в установленные сроки и предотвращения образования очередей. Как говорится в официальном письме, полученном в ответ на запрос «НГ», в данный момент продолжается досмотр всей контрабандной партии товаров. «По результатам служебной проверки в отношении должностных лиц Санкт-Петербургской таможни будет рассмотрен вопрос о целесообразности возобновления работы Выборгского таможенного поста», – сообщается в письме. От ответов на вопросы относительно позиции федеральных таможенных органов и беспокойства крупных импортеров, которые считают работу поста более чем целесообразной, руководство таможни предпочло уклониться.
Санкт-Петербург