С апреля 2010 года чиновники будут контролировать цены на лекарства в каждой аптеке.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Чиновники доложили об успешном введении госконтроля цен важнейших лекарственных средств. Росздравнадзор, Минздравсоцразвития и Федеральная служба по тарифам сообщили, как проходит регистрация предельных цен на препараты из переченя жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). В Росздравнадзоре уверяют: дефицита не будет. Эксперты говорят, что установление доступных цен на важнейшие лекарства обернется их исчезновением из аптек.
Вчера представители Росздравнадзора, Минздравсоцразвития и Федеральной службы по тарифам (ФСТ) отчитались о том, как проходит регистрация предельных цен на ЖНВЛС. Речь идет о предельном уровне, учитывающем все торговые надбавки, выше которого потребительская цена в аптеках на них не должна подниматься.
«Зарегистрированы предельные цены производителей на 98% международных непатентованных наименований лекарственных средств из перечня ЖНВЛС. Это означает, что никакого дефицита в связи с регистрацией цен на рынке не возникнет. Регистрация пройдет в полном объеме к 1 апреля», – сказала вчера и.о. руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова. Согласно ее отчету, по состоянию на 3 марта в Росздравнадзор отечественными и зарубежными производителями подано свыше 5700 цен на препараты из перечня, всего зарегистрированы цены на 1107 препаратов, еще на 500 цены будут зарегистрированы в ближайшие дни. Отклонено на данный момент 42 заявки на регистрацию цен из-за их несоответствия требованиям.
Сам перечень ЖНВЛС, как объясняет директор департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития Диана Михайлова, носит ограничительный характер: «Например, если в него входят монопрепараты, нецелесообразно включать также и комбинированные препараты, так как в ходе лечения комбинация может быть составлена из монокомпонентных препаратов». В итоге в нем насчитывается 2 тыс. торговых наименований, или более 5,5 тыс. лекарственных форм. Доля отечественных препаратов на сегодняшний момент составляет в нем 67%. Также Диана Михайлова отметила, что у перечня ЖНВЛС два основных назначения: регулирование цен на лекарства, которые пользуются наибольшим спросом у населения и вносят большой вклад в снижение уровня заболеваемости и смертности, и стандартизация оказания медицинской помощи, так как препараты из перечня ЖНВЛС используются при оказании всех видов медпомощи и должны быть в наличии в медучреждениях. По словам же Елены Тельновой, цель проводимой работы – сделать лекарства более доступными для населения с точки зрения цены. «Введение регистрации – необходимая мера, чтобы стабилизировать ситуацию на фармакологическом рынке».
Представитель Росздравнадзора объяснила, что «предельная цена соответствует регистрируемой средневзвешенной цене за второе полугодие 2009 года, сама же средневзвешенная цена рассчитывается по определенной формуле, которая учитывает как объемы поставки, так и цены препарата». В свою очередь, начальник управления по регулированию цен на продукцию оборонного комплекса и социально значимые товары и услуги ФСТ Игорь Бодягин рассказал, что «торговые надбавки устанавливаются к фактическим отпускным ценам производителя, раньше этого не было». Раньше в 45 регионах надбавки устанавливались не к фактическим ценам, а к ценам первого оптовика, который мог диктовать любую цену. И в абсолютной величине надбавки фактически не снижены, но убран первый оптовик и прочие посредники, которые цену лекарства на выходе доводили до уровня чуть ли не в три раза выше цены производителя. Так что теперь госрегулирование цен на препараты ЖНВЛС поможет не просто стабилизировать цены на лекарства, но и снизить их.
Независимые эксперты, в свою очередь, не перестают критиковать механизм установления предельной цены на препараты из перечня ЖНВЛС. «Список Минздравсоцразвития фактически ограничивает доступность важнейших препаратов. Если чиновники утвердят производителям слишком низкие отпускные цены, то предприятиям проще отказаться от выпуска лекарств, чем производить их себе в убыток. По моим сведениям, такая проблема может возникнуть для тех средств, которые применяются, например, в реанимации», – говорит зампредседателя Формулярного комитета РАМН Павел Воробьев. По его словам, согласование слишком низких отпускных цен возможно, если предприятие вынужденно продавало часть своей продукции ниже себестоимости. «Если бы государство закупало эти жизненно важные препараты, то попытка регулировать отпускные цены была бы объяснима. Но государственных закупок для обеспечения доступности важнейших лекарств не предполагается», – отмечает Воробьев.
По словам зампреда Общества специалистов доказательной медицины Василия Власова, изначально предполагалась, что у нас будет разработана концепция развития здравоохранения, потом – концепция лекарственного обеспечения, потом – закон о лекарствах, и только потом механизмы, заложенные в законе, начнут реализовываться. На деле же получилось, что «первая концепция не утверждена, вторая – вообще не была сформулирована, зато быстренько разработали способ расчета цен. При этом данный способ никто не испытывал, то есть мы не знаем, что получится к исходу марта. Например, до сих пор не все документы поданы на те препараты, которые надо регулировать. Поэтому ситуация достаточно хаотичная». Также Власов сказал, что все заявления о научной обоснованности нынешнего списка – «это полное вранье», ведь туда входят препараты, эффективность которых не доказана, но наличие которых в перечне, намекнул эксперт, выгодно тем или иным чиновникам.
Наконец, как сказано в информационном письме Минздрасоцразвития, если производители не зарегистрируют предельные отпускные цены в срок, «после этого все препараты из перечня ЖНВЛС, на которые цена не зарегистрирована, будут запрещены для обращения на территории РФ». Получается, механизм, призванный обеспечить доступность для населения важнейших лекарственных средств, может обернуться полным исчезновением из аптек этих самых средств.