Президент РЖД Владимир Якунин надеется на рост грузооборота в 2010 году.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
У Российских железных дорог (ОАО «РЖД») не хватает собственных ресурсов для реализации проектов транспортной инфраструктуры зимней Олимпиады-2014. Причина – вызванное кризисом падение объемов грузоперевозок в России, доходы от которых являются одним из основных источников финансирования строительства объектов в Сочи. Однако на совещании «Инвестиционная деятельность РЖД», которое провел в минувшую субботу в столице Игр-2014 премьер Владимир Путин, просьба руководства РЖД помочь компании из госбюджета была отклонена. Также признано нецелесообразным дальнейшее повышение тарифа на грузоперевозки по железной дороге.
Несмотря на кризис, принятые ранее планы развития РЖД остаются в силе – с такого заявления начал свое выступление на совещании Владимир Путин. Он напомнил, что в кризисный 2009 год были приняты меры, чтобы не допустить свертывания строек, не растерять заделов, созданных при реализации крупных проектов. Государство уже оказало РЖД поддержку в объеме 130 млрд. руб. Выделение таких ресурсов позволило сдержать рост тарифов. «Могу сказать, что на 2009 год закладывался рост стоимости грузоперевозок в объеме почти 16% – 15,9. Некоторые считают, даже еще больше. Однако по факту он не превысил 10,6%», – заявил премьер.
За счет этого реальный сектор экономики смог воспользоваться передышкой в сложный, кризисный период, сэкономить на своих транспортных издержках. По словам Путина, правительство продолжит сдерживать железнодорожные тарифы. В частности, на 2010 год индексация грузовых тарифов запланирована на уровне 9,4%. Эти средства необходимы РЖД для продолжения программ развития, для закупки новой техники. Однако рентабельность компании ограничена всего 1%, и без господдержки она не в состоянии решать стоящие задачи.
В 2009 году инвестпрограмма РЖД составила 262,8 млрд. руб., а в текущем году 270,5 млрд. руб. При этом поддержка из федерального бюджета превышает 50% запланированных расходов на модернизацию и новые стройки. Речь идет о компенсации более низкой индексации тарифов на грузовые перевозки – 50 млрд. руб., компенсации части расходов на перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах – 27,8 млрд. руб. Отдельной строкой в инвестпрограмме компании стоят расходы на создание транспортной инфраструктуры Сочи, которые в 2010 году составят 60 млрд. руб., подчеркнул Путин.
Глава РЖД Владимир Якунин олимпийские приоритеты оспаривать не стал, однако счел необходимым напомнить премьеру и другим участникам совещания: то, что хорошо для экономики страны в целом (сдерживание роста тарифов на железнодорожные перевозки), далеко не самым лучшим образом отражается на показателях экономической деятельности госкомпании. Ко всему прочему из-за кризиса снизились объемы грузоперевозок. Между тем при составлении программы развития транспортной инфраструктуры столицы Олимпиады-2014 предполагалось, что эта статья доходов РЖД будет одним из источников финансирования строительства объектов в Сочи. Общее недофинансирование Якунин оценил примерно в 7 млрд. руб. Частично компания готова покрыть дефицит инвестресурсов за счет внутренних резервов, сэкономив, например, на капремонте.
Из федерального бюджета глава РЖД рассчитывает получить 5,4 млрд. руб., о чем прямо и заявил. Однако понимания и поддержки не встретил. Глава Минтранса Игорь Левитин, прокомментировавший журналистам итоги совещания, пояснил, что решено рассмотреть эту проблему дополнительно. По его мнению, недостающие деньги можно найти в бюджете подготовки Сочи к Олимпиаде-2014. «Председатель правительства поручил рассмотреть этот вопрос и решить проблему», – со своей стороны, подтвердил «НГ» Якунин.
Какие варианты ликвидации дефицита на строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры Сочи в конечном счете будут одобрены – пока неизвестно. Однако совершенно определенно, что ставка не будет сделана на опережающий рост тарифов на перевозки по железной дороге. Как признался Левитин, дальнейшее повышение стоимости перевозки грузов по железной дороге делает отрасль неконкурентоспособной. Владельцы грузов сейчас делают выбор в пользу автотранспорта, при расстоянии до 3 тыс. км. А это не только лишает стабильных доходов РЖД, но и создает дополнительные нагрузки на автодорожную сеть страны.
Сочи