Иностранцам придется закрывать глаза на ненавязчивый российский сервис.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Жители Сочи не желают работать в качестве обслуги строящихся к Олимпиаде-2014 гостиниц и ресторанов. Учитывая, что потребность в таких кадрах достигает 170 тыс. человек, кадровая проблема может подтолкнуть устроителей Игр к нестандартным решениям. В частности, работа обслуживающего персонала может быть организована вахтовым методом. При этом сочинцы убеждены, что на время проведения Олимпиады лучше всего пригласить на должности горничных и официантов китайцев.
Вчера в Москве обсуждались проблемы с подготовкой кадров для обслуживания Универсиады-2013 в Казани и зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Ректор Московского госуниверситета сервиса Александр Федулин говорит, что общая потребность олимпийских объектов в Сочи составляет около 140 тыс. человек.
Причем требуются не столько руководящие кадры, сколько так называемый линейный персонал – горничные, уборщицы, официанты, швейцары и т.п. Однако возможности рынка труда в Сочи очень ограничены.
По словам Федулина, проблема с кадрами обостряется не только вследствие ограниченности людских ресурсов города-курорта, но и из-за своеобразной психологии жителей, считающих неприемлемым для себя работать в качестве рядового обслуживающего персонала. Многие сочинцы уверяют, что кадровый голод следует удовлетворить за счет иностранных рабочих – лучше всего китайцев, пригласив нужное количество гастарбайтеров из Поднебесной на время Олимпиады-2014. Впрочем, признает Федулин, острая кадровая проблема свойственна всем крупным городам России. Большинство гостиниц Москвы и Петербурга комплектует штаты главным образом за счет приезжих. Хозяева некоторых отелей специально отводят гостиничные корпуса под общежития для иногородних сотрудников. Аналогичная ситуация складывается в Сочи. И чем ближе будет Олимпиада-2014, тем острее будет ощущаться дефицит кадров в сфере услуг.
С аналогичными кадровыми проблемами столкнулись подрядные организации, работающие на возведении олимпийских объектов в Сочи. Сегодня на стройках работают до 15 тыс. приезжих – гастарбайтеры из стран СНГ, а также жители других российских регионов. До конца текущего года их число превысит 30 тыс., а в последующем, в пиковые годы, численность приезжих строителей может вырастать до 50–70 тыс. человек. Чтобы укомплектовать к началу Олимпиады персоналом все гостиницы, рестораны и кафе, предстоит набрать десятки тысяч новых сотрудников. Напомним, в настоящее время Сочи располагает 34 тыс. мест в гостиницах класса две-три звезды. А всего к Олимпиаде нужно будет иметь 42 тыс. мест в таких гостиницах. Кроме того, нужно возвести гостиницы на 8 тыс. мест категории четыре-пять звезд в Имеретинской низменности, три отеля категории пять звезд и один отель четыре звезды в центре Сочи. Несколько новых отелей «четыре звезды» появятся в Красной Поляне.
Желающих работать в них надо не только найти в других регионах, заинтересовать переездом в Сочи, но предварительно соответствующим образом подготовить – обучить хорошим манерам, иностранному языку и привить хотя бы минимальный набор профессиональных навыков. Без такой школы горничная не справится с уборкой номера, а официант не удержит тарелки на подносе.
За два-три месяца профессионально натаскать 170 тыс. новичков физически невозможно. Требуется системный подход, который, по мнению Федулина, отсутствует. Устроители Игр ограничились рассылкой информации в вузы о наборе волонтеров среди студентов, которые изъявят желание поработать на Олимпиаде-2014. Однако программ подготовки волонтеров до сих пор не создано, и нет ясности, появятся ли они вообще. Впрочем, в России это беда не только олимпийская, но и всей индустрии туризма и гостиничного бизнеса. «Мы не знаем, кого готовим, какова потребность в кадрах. У нас нет стандартов образования», – признает Федулин.
Он не сомневается, что в стране достанет политической воли и экономических возможностей провести Игры-2014 в Сочи на должном уровне, однако важна не столько сама Олимпиада, сколько проблема так называемого олимпийского наследия. Действительно, непонятно, кто будет работать в роскошных отелях и модных ресторанах, если персонал – российские студенты или китайские горничные – разъедется по домам, сразу после того, как погаснет олимпийский огонь.