В Роспотребнадзоре считают, что отечественные куры гораздо полезнее американских.
Фото Reuters
Вчера глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил о желании продолжить переговоры вокруг американских хлорированных кур, импорт которых Россия формально запретила с начала 2010 года. Одна из причин возможного снятия запрета – проблема с поиском альтернативных поставщиков, которые не могут быстро компенсировать нехватку 600 тыс. тонн американской курятины. В среду Минсельхоз США заявил, что Турция, которая обещала поставить России 500 тыс. тонн курятины, в действительности способна экспортировать лишь около 10% этого объема. Близкие к переговорам источники удивлены вчерашними заявлениями Роспотребнадзора о том, что «мяч на стороне американских партнеров». По их сведениям, в США ждут ответов на те предложения, которые Москва получила еще две недели назад.
Вчера глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил Интерфаксу, что Россия подтверждает готовность провести с США вторую серию консультаций по вопросам поставок американского мяса птицы на отечественный рынок. «Теперь мяч на стороне американских партнеров», – сообщил Онищенко.
Такое заявление главного санитарного врача РФ можно считать необычным ответом главе американского Совета по экспорту домашней птицы и яиц Джеймсу Самнеру. Днем ранее во время посещения выставки «Продэкспо-2010» в Москве он сказал российским журналистам, что в США рассчитывают на скорейшее урегулирование «хлорной проблемы». «Мы с нетерпением ожидаем ответа российской стороны, который, как мы надеемся, позволит обеим сторонам успешно завершить переговоры в кратчайшие сроки, – говорит Самнер. – Как нам стало известно от участников российского рынка, они хотят продолжать импортировать мясо птицы из США». Близкие к переговорам источники уверяют, что американцы прислали свои письменные предложения еще в конце января, и сегодня они уже две недели лежат на столе у российских чиновников. С тех пор стороны общаются лишь через прессу.
В январе 2010 года премьер Владимир Путин заявлял, что «если некоторые зарубежные поставщики не в состоянии выполнить наши требования по безопасности, тогда мы будем использовать другие источники поставок птицы, и, конечно, здесь не нужно искать никакой подоплеки, не дай бог – никакой политической подоплеки». Другими источниками поставок птицы могут оказаться, например, Турция, Франция, Бразилия или Таиланд. На прошлой неделе турецкий госминистр Зафер Чаглаян даже пообещал журналистам поставить на российский рынок 500 тыс. тонн птицеводческой продукции и стать крупнейшим экспортером птицы в Россию. Такого объема поставки почти полностью закрыли бы пробел на отечественном рынке из-за запрета на американскую курятину. Однако в среду атташе Минсельхоза США в Анкаре опроверг заявления турецкого министра. «Экспорт птицеводческой продукции вырос в 2009 году на 44% и составил 115 тыс. тонн. Турецкие производители оценивают реальный объем поставок максимум в 55 тыс. тонн в год», – сказано в отчете американского Минсельхоза. Таким образом, по оценкам американцев, Турция в этом году может обеспечить менее одной десятой запрещенного американского импорта.
Проблемы с поиском альтернативы «ножкам Буша» подтверждают и российские эксперты. Для замещения выпавших 600 тыс. тонн «нужно либо объединять поставщиков из разных стран, чтобы восстановить потребность России в дешевой курятине, либо снова возвращаться к поставкам из США», – считает замгендиректора «Интерком Лоджистик» Роман Бажок. «Найти сегодня в других странах необходимые объемы мяса птицы в нужном России ассортименте достаточно сложно», – соглашается руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Но если российские санитарные власти действительно уверены в опасности потребления обработанного хлором мяса птицы, то эта позиция не должна быть предметом переговоров и зависеть от конъюнктуры рынка, считает эксперт. Однако стремление Москвы продолжить диалог с США о поставках хлорированного мяса заставляет предположить, что речь идет совсем не о безопасности потребителя. Многие производители говорят, что российские технологии обработки курятины с помощью альтернативных химических препаратов не имеют ничего общего с европейскими стандартами, на которые часто ссылаются российские чиновники. В связи с этим проблему хлора часто считают лишь инструментом ограничения импорта.
При отказе от поставок из США «локальные дефициты могут возникнуть в отдельных регионах или городах, если мы не найдем альтернативы 600 тысячам тонн окороков, – прогнозирует Юшин. – Москва же, Санкт-Петербург и крупные центры потребления не будут испытывать дефицита хотя бы по той причине, что любой российский поставщик максимально заинтересован в постоянном присутствии на этих рынках».
Поэтому вполне возможно, что игра Москвы в пинг-понг с американскими партнерами объясняется желанием не сжигать все мосты, чтобы при реальном дефиците курятины сохранилась возможность снова вернуться к американским поставкам хлорированного мяса.
Впрочем, российские аграрии исключают угрозу дефицита курятины даже после уменьшения импорта на 600 тыс. тонн. «Полтора месяца запрета показали, что мяса птицы на рынке России очень много. Оптовая цена по российской птице упала за это время на два-три рубля. Окорочка, которые завезли до Нового года, подешевели на 12 рублей. Склады российских птицефабрик с декабря затоварены. По нашим оценкам, около 250 тысяч тонн сейчас находится на складах у российских птицефабрик, что соответствует месячному потреблению страны», – говорит замглавы комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации Сергей Лисовский. По его словам, импортеры крайне недовольны потерей своего дохода и, конечно, будут отрицать вред хлора. Только в прошлом году импортеры свинины и мяса курицы получили прибыль 24 млрд. руб., и ради таких денег они будут настаивать на своей позиции, считает эксперт.