На дороги в стране денег может не хватить.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Разразившийся кризис существенно снизил возможности государства финансировать инфраструктурные проекты, реализация которых к тому же не всегда устраивает ведомства, призванные контролировать эффективность вкладываемых средств. Объем денег, выделяемых из Инвестиционного фонда в 2009 году, сократился в два раза, причем оптимизация расходов продолжается. В условиях дефицита Минрегион планирует скорректировать программы поддержки инфраструктурных проектов, делая упор на те из них, что принесут максимальный эффект. Эксперты же уверены, что именно в кризис страна должна наращивать их финансирование.
«Инвестиционные расходы регионов в 2009 году были урезаны на четверть. И эту статистику следует воспринимать скорее позитивно, поскольку прогноз падения расходов по итогам первого полугодия 2009 года составлял 40–50%», – заявил вчера на общероссийском форуме «Инфраструктурные проекты России: сложные условия – новые возможности» глава Департамента инвестиционных проектов Минрегиона Денис Травин. Государство, взяв на себя повышенные социальные обязательства по поддержке пенсионеров, сегодня явно не способно финансировать еще и затратные инфраструктурные проекты, пусть и реализуемые с участием частных инвесторов.
«Очевидно, что старение объектов инфраструктуры уже становится тормозом для развития экономики». Особое место в поддержке строительства таких объектов занимает Инвестиционный фонд, главная цель которого – поддержка приоритетных для регионов и государства в целом конкретных инвестиционных проектов путем создания инфраструктуры, без которой они не могут быть реализованы.
Впрочем, возможности государства сегодня очень ограниченны. «В прошлом году были оптимизированы и бюджетные ассигнования Инвестфонда, – с сожалением отметил Травин. – В 2009 году размер фонда был сокращен почти в два раза – со 113 миллиардов до 56 миллиардов рублей. Однако и в 2010 году произошло дальнейшее сокращение ассигнований фонда – до 40% от уровня 2009 года, то есть до 35,5 миллиарда рублей». Безусловно, такое сокращение негативно сказывается на отношении к государству как к партнеру со стороны частного сектора.
В кризисных условиях, как считает Травин, властям следует пересмотреть свою инвестиционную политику. «Необходимо смещать акценты с мегапроектов, где на стороне инвестора выступают крупнейшие государственные компании, на проекты с подлинным государственно-частным партнерством, – уточнил он. – В условиях дефицита средств необходимо сконцентрироваться на поддержке наиболее эффективных проектов – с более коротким сроком окупаемости и реализации».
Кроме того, по его словам, следует снизить уровень принятия решений по региональным инвестиционным проектам до уровня субъектов при безусловном контроле со стороны федеральных органов. Со стороны государства необходимо принять отдельное постановление правительства, которое регулировало бы порядок выделения средств Инвестфонда. Проект постановления уже подготовлен ведомством и находится на рассмотрении правительства.
Независимые эксперты уверены, что расходование Инвестфонда должно быть подвергнуто не корректировке, а полному пересмотру. «Главная ошибка властей состоит в том, что не была сделана ставка на финансирование инфраструктуры. Это стимулирование спроса – инвестиционного, а через него и потребительского, и это именно то направление, которое дало бы максимальный мультипликативный эффект, – считает директор Департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – К сожалению, это направление для властей не приоритетно». Что касается Инвестфонда, то нормальных проектов – таких, как Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге, трасса Москва–Санкт-Петербург и т.д., – критически мало для нашей страны с ее с огромным пространственным потенциалом, полагает аналитик.
«Кризисное время – на то и кризисное, чтобы принимать какие-то решения, – отмечает Николаев. – Посмотрите, как действуют другие страны. Казахстан не только использует свои деньги, но еще и привлекает инвестиции, начиная строительство автодороги Западный Казахстан – Западная Европа, и в этом же направлении строит железную дорогу. Но у нас подобные проекты – не приоритет».
С этим согласен и гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. «В кризис затраты на строительство инфраструктуры – это мощнейший стимул для развития экономики. Тем более нашей – во многом еще первобытной, – уверен он. – В это время не пенсионерам и неэффективным производствам деньги надо кидать, а заниматься реальными делами. При этом не то что собственные деньги жалеть нельзя, не грешно и внешний госдолг наращивать».