Благодаря Центробанку курсы валют скоро перестанут мозолить глаза россиянам.
Фото Reuters
Центробанк решился навести порядок в обмене валют. Более или менее цивилизованные отношения граждан и меняльных контор решено вновь упорядочить. Регистрацию новых обменников ЦБ может прекратить уже в этом году, а действующим пунктам будет дано полгода на перерегистрацию. Эксперты считают, что Россия идет по пути Казахстана, который аналогичные меры принял летом 2009 года. В результате потребителей ждет увеличение комиссий минимум на 0,5%, а также появление черного рынка, рост количества подделок и случаев обмана при обмене.
ЦБ может в этом году принять нормативный акт, который прекратит регистрацию новых обменников, сообщил в минувшую пятницу член совета директоров ЦБ Михаил Сухов. Он напомнил, что все внутренние структурные подразделения банков вправе проводить обмен валюты. «Речь идет о том, чтобы эта деятельность не была для подразделения банка единственной», – сообщил собеседник РИА Новости со ссылкой на чиновника, выступавшего перед членами банковского сообщества в подмосковном пансионате «Бор». По словам Сухова, решение регулятора обусловлено тем, что зачастую обмен валюты в обменных пунктах сопряжен «с проведением разных нетранспарентных операций».
«Есть банки, которые оказывают клиентам широкий набор услуг, среди которых есть валютно-обменные операции, а есть те, что занимаются практически только обменом валюты, создавая разветвленные сети обменных пунктов – у них небольшая маржа, но большой объем операций и они мешают жить нормальным банкам», – передал слова чиновника один из участников встречи. «С этой второй группой мы будем бороться и в каких-то случаях просто закрывать», – отрезал Сухов. Если обменников не будет, ЦБ сможет лучше контролировать конверсионные операции банков, заключил он. Однако на доступность банковских услуг это решение не окажет влияния.
Зампред думского комитета по финансовому рынку Лиана Пепеляева пояснила, что в данном случае речь идет об обменных пунктах, которые осуществляют только операции по купле-продаже валют и не предоставляют иных банковских услуг. «Таких обменных пунктов немного, в стране их около 700, при этом более 600 – в Москве, – отметила она. – Во многих регионах таких обменников нет вообще. Даже в таком крупном городе, как Новосибирск, существует только один подобный пункт, при этом банковских офисов и отделений, которые предоставляют услуги по обмену валют, в сотни раз больше. Следовательно, закрытие таких обменников практически не повлияет на доступность банковских услуг по обмену валюты». Тем не менее Пепеляева полагает, что должен быть установлен определенный переходный период для того, чтобы банки, которым принадлежат такие обменные пункты, и их клиенты могли безболезненно адаптироваться к новым условиям.
Однако эксперты относятся к возможному нововведению не столь однозначно. По словам директора департамента финансово-экономической экспертизы компании «2trade.ru» Дмитрия Пушкарева, Россия сейчас пытается повторить тот же курс, что прошел Казахстан, но еще полгода назад. «Обычно это делается для того, чтобы систематизировать мониторинг валютного обращения в стране, – поясняет аналитик. – Другими словами, чтобы все деньги были на виду, поскольку обменники не всегда проводят транзакции: купили – продали, но сколько – непонятно». При этом для рядового потребителя подобные изменения, которыми угрожают власти, не несут ничего хорошего. «С рынка уходит конкурентное звено мелкого бизнеса, а у банков появляются варианты вступить в сговор. Так что для граждан курс покупки-продажи может ухудшиться сразу на 0,5%, – считает Пушкарев. – Напомним, что в Казахстане после введения аналогичных мер летом, в июне 2009 года, это привело к возникновению черного рынка. Народ стал менять валюту мимо «кассы», и появилось много злоупотреблений, подделок, вырос объем обмана и т.д. Появился черный рынок, и стало только хуже, потому что в банки люди не пошли».
В свою очередь, замгендиректора компании «ФинЭкспертиза» по работе с кредитными организациями Наталья Борзова отмечает, что неплохо было бы посмотреть окончательный вариант того документа, который вводит новые требования к обменникам. «Наверное, эта инициатива должна касаться тех обменников, которые работают на полулегальном положении и действительно зарабатывают на том, что постоянно обманывают своих клиентов, – отмечает эксперт. – В этом случае невозможно отследить потоки обмена валюты, а отсюда непонятно, сколько ее продано и куплено».
Но какой-то эффективности в этом шаге Борзова не видит. «Для граждан возникнет определенная проблема, потому что шаговая доступность обменников снизится. Но зачем это делается именно сейчас, непонятно, – недоумевает она. – То ли ЦБ ожидает каких-то определенных ситуаций с валютой, то ли не совсем стабильная ситуация диктует необходимость заставить банки следовать определенным курсом».