Вице-премьер Сергей Собянин не видит перспектив балансировки государственного бюджета.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Совете Федерации прошло совещание статс-секретарей, посвященное инновационному развитию России, модернизации экономики и их законодательному обеспечению. Вице-премьер, руководитель аппарата правительства Сергей Собянин сообщил, что в ближайшие два-три года даже при высокой цене на нефть бюджет России будет дефицитным, поэтому необходимо модернизировать экономику и, в частности, преодолеть ее высокую бюрократизацию. Эксперты считают: только наведение порядка в аппарате управления само по себе экономику не изменит.
«Мы подошли к потолку доходов и расходов. Экономика, даже при цене за нефть 70 долларов за баррель, не дает нам столько доходов, которые позволяли бы сбалансировать бюджет», – заявил вчера Сергей Собянин. При сохранении существующей ситуации и высокой цене на нефть бюджет страны останется дефицитным на ближайшие два-три года. «Это серьезный вызов, говорящий о том, что наши экономические возможности подошли к порогу, за которым требуется серьезное реформирование, серьезная модернизация, выход на новый технологический уровень, создание нового добавленного продукта, за счет этого – повышение доходов и граждан, и государства», – перечислил Собянин.
В качестве главного тормоза модернизации была названа бюрократизация: «По всем опросам бизнеса, у нас на первый план выходят не налоги, не кредитные ресурсы, а проблема администрирования и бюрократизации, а также связанная с этим коррупционная составляющая. Это главный тормоз в развитии экономики», – сообщил Собянин. Тем самым Собянин подхватил эстафету у главы правительства Владимира Путина, недавно вплотную занявшегося ревизией бюрократической системы, и практически слово в слово повторил сделанное Путиным днем ранее заявление о том, что «административные процедуры перегружены и растягиваются на долгие-долгие месяцы, создавая ненужные проблемы законопослушным гражданам» (см. об этом «НГ» от 02.02.10).
«Вся страна превратилась в большую карантинную зону, 350 миллионов гектаров земли оказались под режимом карантина, в результате каждая морковка в стране должна была выходить с территории с печатью, со справками и контролироваться на каждом посту ГАИ. Ситуация порой доведена до полного абсурда», – посетовал Собянин. Поэтому необходимо разбираться с нормативной и законодательной базой, чтобы понять, «почему такая ситуация возможна, ведь принципы административной реформы должны были исключать такие ситуации, однако этого не произошло». Поэтому вице-премьер призвал федеральные и региональные органы власти провести полную ревизию всех имеющихся в их распоряжении полномочий – «с точки зрения того, насколько эти полномочия мешают развитию нашей экономики по всем отраслям». В том числе и в целях повышения инвестиционной привлекательности, особенно – в сфере предпринимательства. А также для стимулирования инновационной активности бизнеса. Эту же линию продолжила замглавы Минэкономразвития Анна Попова, которая сообщила, что ее ведомство продолжит работу по сокращению административных барьеров.
Независимые эксперты в отличие от чиновников считают, что стоит разделять эти две задачи – преодоление дефицита бюджета и наведение порядка в аппарате управления страной. «Само по себе сокращение административных расходов не только не приведет к уменьшению коррупции, но, напротив, может стимулировать коррупционеров на увеличение поборов с бизнеса и граждан, – уверен аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. – России нужен в первую очередь эффективный, а не «дешевый» аппарат управления, потому что эта «дешевизна» в первую очередь скажется на гражданах». «Помимо сокращения и унификации полномочий государственных органов для успешного экономического развития следует вводить меры экономического стимулирования, – напоминает консультант компании «2К Аудит – Деловые консультации» Андрей Чернявский. – Такими мерами могут стать льготное налогообложение для инновационных отраслей, поощрение независимых аудиторских проверок, принцип расходования госсредств исключительно на конкретные программы».
В то же время некоторые эксперты предостерегают: «Сокращение госрасходов на образование на местах уже оборачивается лишением учителей надбавок, что явно не способствует поднятию уровня жизни и повышению платежеспособного спроса», – рассказывает ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. «Социальные реформы (образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения), направленные на повышение качества жизни, безусловно, являются самыми важными, – говорит Чернявский. – Но затраты на эти реформы будут очень существенны для бюджета, а экономический эффект станет заметен не ранее чем через несколько лет. Поэтому они должны сопровождаться и поддерживаться другими экономическими реформами».