29 апреля 2008 года в Екатерининском зале Кремля президент России Владимир Путин вручил почетному гражданину Великого Новгорода Владимиру Федорову орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Вручая награду, Путин поблагодарил Федорова и других орденоносцев «за труд и щедрость души», пожелал благополучия и успехов. Через десять дней орденоносца Федорова арестовали.
То, что многие годы уже происходит вокруг одного из ведущих предприятий города, корпорации «Сплав», у новгородцев вызывает, по сути, ужас. Хотя само предприятие вполне может служить предметом гордости. В середине 90-х годов бывший генеральный директор Евгений Шульман принял на себя руководство фактически полностью разрушенным и обескровленным арматурным заводом и позвал к себе в заместители Владимира Федорова. Уже очень скоро новообразованная корпорация «Сплав» стала крупнейшим машиностроительным предприятием области, специализирующимся на изготовлении оборудования для российских и зарубежных атомных станций. Даже в самые сложные времена рабочие «Сплава» зарабатывали значительно больше, чем сотрудники других предприятий. И не удивительно, что отношение к собственному руководству у сплавовцев было соответствующим. А потому легко представить, что творилось в городе 23 января 2000 года, когда стало известно, что Шульман убит в собственном кабинете. Неизвестно как проникшие на завод люди просто-напросто забили директора до смерти, нанеся ему множество ударов тяжелыми предметами.
Дело это породило массу странностей. И это несмотря на то, что исполнителей нашли быстро. Одного из них, студента местного университета Адама Гарсиева, осудили. Двое его подельников этой участи избежали: один из них скоропостижно скончался в следственном изоляторе, а другой скрылся в неизвестном направлении. Это при том, что ранее никаких контактов с Шульманом у них не было. Значит, был заказчик. Кто? Например, был допрошен один из заместителей Шульмана – Сергей Щетинин. А после допроса куда-то исчез бесследно. Во время судебного процесса над Гарсиевым вдруг в деле возникло письмо Щетинина, которое он якобы направил в правоохранительные органы. В этом письме бывший заместитель признается, что является заказчиком убийства, и даже называет сумму «гонорара», уплаченного киллерам. То есть письмо имеется, а самого Щетинина нет. Зато есть его жена – Татьяна Щетинина. Бедная женщина не только осталась вдовой при живом, но исчезнувшем муже, она же стала жертвой его махинаций. Дело в том, что незадолго до своего исчезновения Щетинин незаконно перевел в свою собственность ООО «Дом бухгалтера», принадлежавшее ООО «Холдинг машиностроительных заводов», после чего передал его в собственность жене. Оказавшись без мужа, Татьяна Щетинина растерялась, не зная, как распорядиться неожиданно свалившейся на нее собственностью. И предложила руководству «Сплава» выкупить у нее недвижимость. Что и было сделано. А почти через восемь (!) лет женщина вдруг написала в правоохранительные органы заявление, в котором обвинила Федорова в вымогательстве данного имущества. И почетного гражданина города, орденоносца взяли да и арестовали. И держат под арестом уже 20 месяцев, несмотря на то что в тюрьме он перенес инсульт.
Однако же, как мы знаем, чудес не бывает. Чтобы такого знатного человека, орденоносца, награжденного всего десять дней тому назад самим Путиным, заключили под стражу, надо иметь веские причины. И таковые обнаруживаются немедленно, стоит только обратиться к новгородским и санкт-петербургским средствам массовой информации, которые уже давно и пристально следят за тем, что происходит в их федеральном округе. Оказывается, после того как Федоров принял решение о слиянии своего предприятия с госкорпорацией «Росатом», ему стали навязывать посредника в лице некоего А.Бобовникова. Федоров решительно отказался, не понимая, зачем ему нужен посредник, если войти в «Росатом» он со своим предприятием может самостоятельно. Однако, по утверждению Федорова, на посреднике настаивал тогдашний вице-губернатор области Анатолий Зяблицкий, а позже и полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. Косвенно это подтверждается протоколом допроса некоего Виктора Пирогова, который после ареста Федорова без всяких оснований объявил себя руководителем ООО «Холдинг машиностроительных заводов». Пирогова этого никто в холдинге и в глаза не видел, никто никуда не выбирал. Да и вообще с 2008 года собрания участников общества, полномочных назначать директора, не проводились. Но при даче объяснения (что зафиксировано в протоколе) Пирогов заявил, что назначили его директором «будущие участники этого ООО Н.Макаров, А.Мертен и Д.Босов» и что эти же люди согласовали его кандидатуру с «полпредом президента по СЗФО Ильей Клебановым и с главным федеральным инспектором по Новгородской области Олегом Онищенко». Вскоре выяснилось, что в ЕГРЮЛ были незаконно, как полагает нынешний генеральный директор корпорации «Сплав» Николай Федоров, внесены изменения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Поэтому Николай Федоров, исполняющий также обязанности директора ООО «ХМЗ», был вынужден обратиться в прокуратуру области с заявлением, в котором попросил «принять срочные меры по предотвращению попытки хищения денежных средств в особо крупном размере со счетов ЗАО «Корпорация «Сплав», о близкой вероятности которого свидетельствует ряд взаимосвязанных событий, происходящих в том числе при содействии сотрудников государственных органов».
Все факты говорят о том, что новгородцы стали свидетелями попытки силового захвата ведущего предприятия города, на котором работают 3500 человек. И что именно это и стало причиной ареста Владимира Федорова – человека, который вместе со зверски убитым Евгением Шульманом стоял у истоков корпорации, у истоков процветающего высокотехнологичного предприятия. Именно о необходимости создания таких предприятий не устают говорить и президент Медведев, и премьер Путин. Вот, господа руководители, оно и создано. Что дальше?