Глава ФАС Игорь Артемьев грозит нарушителям закона по полной программе.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Несмотря на накопившиеся проблемы в сфере нарушений антимонопольного законодательства, в наступившем году громких дел не будет. Как заявил вчера глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, защищать конкуренцию его ведомство планирует «на полную катушку», но первые результаты этой борьбы из-за процессуальных формальностей станут известны лишь в 2011 году. По мнению экспертов, ФАС сейчас борется лишь с симптомами, не имея возможности влиять на истинные причины монополизма в экономике.
«На 2010 год у нас остаются три приоритета: рынки нефтепродуктов, лекарств и продовольствия, – заявил вчера Игорь Артемьев. – Но этот год, несмотря на то что статья 178 УК (недопущение, ограничение или устранение конкуренции), вступила в законную силу, не станет годом уголовных наказаний». Пока суд не установит, что все наши действия были проведены правильно и все процессуальные формальности были соблюдены, ждать конечных результатов не стоит, отметил Артемьев. «Но это не значит, что работа остановлена, просто необходимо соблюдать все процедуры, – пояснил Артемьев. – Закон будет применен «на полную катушку», исключений не будет ни для крупных, ни для госкомпаний».
Основными направлениями работы, по словам чиновника, станут рынок нефтепродуктов, лекарственных средств, продуктовый рынок и борьба с картельными сговорами. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба с 1 февраля начнет проверки торговых сетей «на наличие недобросовестных практик». Впрочем, «до 1 июня ФАС готова не предъявлять ритейлерам серьезных санкций, поскольку сетям нужно время, чтобы привести работу в соответствие с новым законом о торговле», пояснил Артемьев.
Накануне ФАС объявила о том, что отменит полномочия Россельхознадзора по контролю экспортируемого зерна. По словам Артемьева, его ведомство намерено на законодательном уровне запретить эти надзорные полномочия. В ходе завершившейся недавно проверки были проанализированы нормативные акты, которыми руководствуются Минсельхоз, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, чтобы выявить «что там вредное», пояснил глава ФАС. «Мы нашли 64 избыточных полномочия, а всего их более 200, – отметил он. – Все партии зерна должны получать разрешение Россельхознадзора. Зачем это делать? У них (импортеров, получающих российскую продукцию. – «НГ») есть своя система контроля, ничуть не менее строгая, чем у нас». По его словам, ФАС будет предлагать отменить эти полномочия, часть этих предложений уже одобрена на уровне премьер-министра. В основном изменения будут касаться выдачи разрешительных документов и сплошного контроля, которые затрудняют работу бизнеса.
Антимонопольщики пытаются успеть за всеми нарушителями. Фото Артема Чернова (НГ-фото) |
Между тем опрошенные «НГ» эксперты, не сомневаясь в необходимости такого органа, как ФАС, сомневаются в его эффективности. «Что касается нефтепродуктов, то в действиях ФАС в этом направлении больше видится популизм, – считает начальник аналитического отдела компании «Галлион Капитал» Александр Разуваев. – Я думаю, что из перечня приоритетных направлений работы антимонопольного ведомства выпали новые услуги, например телекоммуникационные, поскольку с монополистами в этой сфере бороться очень сложно. И это на самом деле – очень серьезные вещи». А от нефтяников, по его словам, давно пора отстать, поскольку никаких серьезных злоупотреблений с их стороны нет. «Это не вопрос ФАС, а государственной политики, – поясняет Разуваев. – Другое дело, что битва на этом направлении дает антимонопольщикам очевидные выгоды, поскольку видна хоть какая-то борьба. А в телекоммуникационном или других секторах этих очков не наберешь – тема не выигрышная, отсюда и приоритеты. Я считаю, что частично они занимаются пиаром».
В свою очередь, руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров считает, что к ФАС почти нельзя предъявить серьезных претензий. Кроме одного большого недочета, свойственного многим госструктурам: в спорах с коммерческими организациями они не могут довести дела до конечного результата. «В целом эффективность антимонопольного ведомства достаточно низкая, – считает эксперт. – И по взысканным штрафам нельзя говорить о каких-то значимых достижениях, поскольку большая часть объявленных штрафов успешно оспаривается в судах. Результаты деятельности ФАС носят иногда очень яркий, но при этом очаговый характер». Одно из объяснений этого факта – сильное влияние лобби нефтяников на правительство, отмечает Александров. «Им всегда проще объяснить властям, что если сегодня по статье «разведка новых месторождений» вы соберете штрафами 18,4 миллиарда рублей, то через четыре года недоберете 16 миллиардов рублей, – продолжает он. – Плюс к этому – несовершенство законодательной базы». Так что эффективность деятельности антимонопольщиков не вполне очевидна. «Получается, что ФАС борется с симптомами монополизма и злоупотреблений. При этом все штрафные санкции воспринимаются нарушителями как обычный налог на монопольное положение, – отмечает Александров. – Это основная проблема низкой эффективности ФАС».