Руководитель госкорпорации «Роснано» смотрит за инновационный горизонт.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс подкорректировал сроки создания в России инновационной экономики. Как известно, «Стратегия-2020» предусматривает решение этой задачи до 2020 года. Однако Чубайс, выступая в минувшую пятницу на международной конференции «Россия и мир», заявил, что цель может быть достигнута в течение 10–20 лет. Независимые эксперты уверены, что реализовать эти амбициозные планы в ближайшие полвека физически невозможно. Можно внедрить лишь несколько проектов из советского задела.
«Строиттельство инновационной экономики в России может быть осуществлено в исторически обозримые сроки 10–20 лет», – сказал он, добавив, что это потребует долгосрочной политической воли и мощной интеллектуальной поддержки. По словам главы «Роснано», эта реформа сопоставима с крупными реформами, проводившимися в России. Обязательным условием достижения заявленных целей, по мнению Чубайса, выступает принятие инновационных программ, аналогичных инвестиционным, которые принимает каждая крупная госкомпания.
«Инновационные программы должны быть с ясными целями, в них надо прописать задачи по научно-исследовательским работам, по внедрению новых технологий. Это, на мой взгляд, для крупных государственных компаний будет очень важно», – подчеркнул Чубайс. Он признал, что во времена СССР был создан мощный инновационный и технологический задел в космической и атомной отраслях. За последние 20 лет в России появились совершенно новые инновационные направления – в частности, телекоммуникационные, высотное домостроение, производство электрооборудования. Однако этого недостаточно для того, чтобы Россия заняла достойное место в списке стран с инновационной экономикой.
«В мировом рейтинге инновационной активности мы занимаем 51-е место из 133 стран. То есть это не высшая лига, а дворовая команда», – резюмировал Чубайс.
Очевидно, понимание глубины этого отставания и подвигло главу «Роснано» критически оценить потенциал «Стратегии-2020», делающей упор на развитие именно инновационной экономики. 2020 год, определенный в качестве контрольного срока завершения перевода экономики на инновационные рельсы, не кажется Чубайсу реалистичным. По его мнению, решение этой задачи может растянуться на 10–20 лет.
Со своей стороны, эксперты отмечают, что процесс модернизации экономики натыкается на многие значительные препятствия. Например, на внутреннем рынке не сформировался спрос на новые разработки. В результате инновации в России не находят своего потребителя. Тормозом выступает и отечественная бюрократия – до 80% заявок отсекаются не из-за идеи, а из-за оформления документов. В результате суммы, выделенные госбюджетом на продвижение инновационных разработок, не осваиваются. Так, в 2008 году «Ростехнологии» получили на эти цели 14 млрд. руб., а потратили всего около 1 млрд. руб.
Новые технологии и инновации – слабая сторона российской промышленности. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |
При этом эксперты гораздо более пессимистичнее Чубайса оценивают выполнимость планов строительства в России инновационной экономики. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что для этого потребуется не менее полувека. Чтобы экономика с полным правом могла называться инновационной, инновационные продукты в объеме производства должны составлять не менее 15%. Между тем сейчас в России этот показатель достигает всего 0,5%, напомнил Ясин.
По его словам, в нашей стране есть некоторый задел инновационных достижений. При условии госфинансирования ограниченное число разработок в сфере ядерной энергетики, космонавтики и авиастроения можно было бы вывести на рынок в течение ближайших 15 лет. Но на этом возможности России будут исчерпаны. Для решения стратегической задачи – создания инновационной экономики, способной работать в промышленных масштабах, требуется расширять инфраструктуру, строить качественно новую экономику, реформировать систему обучения в школах и вузах, чтобы молодежь избавилась от рабской привычки следовать шаблонам, а научилась принимать самостоятельные решения. «Страна должна быть сильна не армией, а интеллектом», – подчеркнул Ясин.
«Бессмысленно говорить о сроках строительства в России инновационной экономики, не определившись с сутью этого явления», – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Если же предположить, что речь идет об обеспечении мощного притока инновационных разработок и внедрении их в жизнь, то эта задача невыполнима без снятия ограничений. К таким ограничениям эксперт отнес «тотальный произвол монополий» и «тотальную коррупцию». С последней бедой России справиться без коренного изменения существующей системы госуправления, своего рода мирной революции, по словам Делягина, невозможно.
Однако реальная борьба с коррупцией означает подрыв благосостояния правящей элиты. В результате страна, обладающая последние годы золотовалютными резервами, достаточными для того, чтобы построить «вторую Россию» с современной инновационной экономикой, по сути, отказывается от решения этой задачи. Именно коррупция, считает Делягин, не позволяет модернизировать отечественную экономику.