Большинство россиян откладывают крупные покупки до лучших времен.
Фото Reuters
Росстат и независимые исследовательские центры обнародовали в конце недели противоречивые данные о динамике потребительских ожиданий и настроений населения. Росстат констатировал: уровень потребительских ожиданий в России постепенно повышается. Однако все равно доля пессимистов, которые оценивают нынешнюю и будущую ситуацию в экономике как негативную для сбережений и крупных покупок, преобладает над долей оптимистов. Независимые эксперты считают, что говорить о настоящем росте оптимизма в России рано, потому что до сих пор отсутствует его главное условие – стабильное улучшение материального положения граждан.
В конце недели Росстат объявил об «устойчивом повышении уровня потребительских ожиданий населения в течение всего года».
В четвертом квартале 2009 года наметился дальнейший рост индекса потребительской уверенности. По отношению к третьему кварталу рост составил 5 процентных пунктов, и индекс достиг отметки в минус 20%, а по сравнению с первым кварталом рост составил 15 пунктов. Напомним, с третьего квартала 2008 года уровень потребительских ожиданий начал стремительно падать, перелом же этой тенденции случился в начале 2009 года.
Индекс потребительской уверенности рассчитывается Росстатом по результатам опроса 5 тыс. россиян как среднее арифметическое пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в стране, произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, благоприятности условий для крупных покупок. Баланс оценок представляет собой разность между долей положительных и долей отрицательных ответов. Отрицательное значение индексов свидетельствует о преобладании негативных оценок экономической ситуации над позитивными.
К началу января положительных изменений в экономике ожидал 21% россиян против 18% в третьем квартале 2009 года. Число же респондентов, отметивших негативные изменения в экономике, снизилось до 25% с 29%. Доля респондентов, прогнозирующих улучшение своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, составила 13%, тогда как в третьем квартале таких оптимистов было 11%. К ухудшению своего материального положения готовится 21% респондентов, осенью же пессимистов было 23%. Так называемый индекс благоприятности условий для крупных покупок тоже незначительно вырос – на 3 пункта до отметки минус 34%. На неблагоприятные условия для покупок и сбережений указали 54% респондентов (снижение на 3 пункта). Похожие результаты содержатся и в последних данных Левада-Центра об индексе социальных настроений (ИСН). За год ИСН вырос на 6,5% (декабрь к декабрю). «Ожидания на будущее улучшаются, но они очень неустойчивы», – сообщают социологи.
В отчете холдинга «Ромир» о покупательской активности российского горожанина подтверждается та же тенденция. В первую неделю 2010 года (4–10 января) индекс изменения затрат домохозяйств на повседневное домашнее потребление составил 81,8%, что на 18,2% ниже, чем было в конце 2009 года (с 28 декабря 2009 по 3 января 2010). Для Москвы значение индекса покупательской активности равно 92,1% (снижение на 7,9% по сравнению с прошлой неделей), для Санкт-Петербурга – 76,7% (снижение на 23,3%), для городов-миллионников – 82,4% (снижение на 17,6%). «И хотя темпы затрат на товары повседневного спроса стали сокращаться относительно последних декабрьских недель, однако на первой неделе января 2010-го интенсивность трат у жителей большинства крупных городов России выше, чем в ту же неделю прошлого года», – резюмируют аналитики.
В то же время о реальном улучшении материального положения россиян говорить все-таки пока рано, полагает ведущий консультант компании «Интерком-Аудит» Тимур Унароков. «Несмотря на повышение уровня ожиданий, все равно более половины населения никакого улучшения своего личного уровня жизни не ждет. А количество тех, кто ожидает ухудшения, по-прежнему превышает тех, кто ожидает улучшения. Соотношение между этими группами меняется к лучшему, но говорить о том, что начали преобладать оптимистичные настроения, рановато», – обращает внимание главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко.
Повышение уровня потребительских ожиданий объясняется прежде всего психологическими причинами. «На показатели влияет не столько произошедшее улучшение материального состояния, сколько ожидаемое. Возможно, это связано с российским менталитетом и некоторым недопониманием реальной экономической ситуации в стране», – говорит заместитель генерального директора «Интерком Лоджистик» Роман Бажок. Более того, «оценка изменений приведенных показателей так же субъективна, как и сами эти показатели», полагает ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. Хотя часть экспертов все-таки видит в зафиксированном сокращении пессимистов доказательство реального улучшения ситуации, в частности – в отечественном бизнесе. «У отечественного бизнеса есть одно большое преимущество – неутоленный спрос рынка на элементарные товары и услуги. Это, очевидно, работает как демпфер в случаях проблем на мировых рынках. Похоже, что российский бизнес быстро адаптировался к ситуации, что и отразилось на доходах населения и его ожиданиях», – объясняет гендиректор компании Contour Components Владимир Некрасов.
Некоторые же независимые исследовательские центры по итогам 2009 года зафиксировали обратную тенденцию – сокращение числа оптимистов, а не пессимистов. Декабрьский социологический опрос портала SuperJob.ru (1800 респондентов из всех округов РФ) показал: в стране около 43% граждан оптимистично смотрят на перспективы развития страны в ближайшие 5 лет. Однако в начале кризиса оптимистов было значительно больше: в конце 2008 года таковых насчитывалось 53%.