0
1692
Газета Экономика Интернет-версия

15.01.2010 00:00:00

Автопром упал и не отжался

Тэги: кризис, автопром


кризис, автопром Кризис отбил у россиян желание покупать автомобили.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Кризисное падение российского автомобильного рынка в 2009 году стало рекордным по сравнению со всем остальным миром. По итогам прошлого года, как отметили вчера представители Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи упали почти на 50% – с 3 млн. до 1,46 млн. автомашин, причем в наступившем году ситуация если и улучшится, то незначительно. Продажи вырастут – в лучшем случае до 1,5 млн. машин. Эксперты считают, что докризисного уровня объем продаж может достигнуть лишь через 5–6 лет, и то при условии, что власти продолжат стимулировать спрос.

«Продажи автомобилей в РФ в 2009 году упали на 49% по сравнению с 2008 годом, до 1,466 миллиона машин», – сообщил вчера вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Мартин Ян. Между тем, по его словам, в мире некоторые страны по этому показателю росли, даже несмотря на кризис, который больнее всего ударил именно по авторынкам. В частности, росли продажи машин в Германии, Франции, Китае и в Индии. В других странах отмечалось снижение продаж, которое составило от 5 до 15%, но только Россия упала столь сильно – почти вдвое. «Причины падения – повышение импортных пошлин, высокие процентные ставки по кредитам и девальвация рубля, – пояснил Ян. – К тому же меры государственной поддержки оказались недостаточно эффективными.

Программа по субсидированию кредитов заработала позднее, чем ожидалось. С ее помощью было продано менее 70 тысяч автомобилей, что не могло существенно повлиять на рынок. Кроме того, мы считаем – и доводили свое мнение до представителей российских властей, что введение пошлин на импорт – мера в долгосрочной перспективе неэффективная и недейственная».

«Однако небольшое улучшение показателей декабрьских продаж, снизившихся только на 38% по сравнению с общим падением за год на 49%, вселяет некоторый оптимизм», – считает глава комитета автопроизводителей Дэвид Томас. Впрочем, как считает Мартин Ян, это улучшение, которое наблюдалось в четвертом квартале 2009 года, объясняется лишь тем, что данные аналогичного периода 2008 года уже были кризисными. «Сейчас ситуация стабилизировалась, и в 2010 году будет небольшой рост, и то только во второй половине года, – заявил он. – АЕБ ожидает, что в 2010 году продажи автомобилей в России составят 1,5 миллиона штук. Но даже этот оптимистичный прогноз сделан в расчете на то, что меры господдержки – такие как льготное кредитование и премии по утилизации – окажутся достаточно эффективными. Кроме того, ситуация будет зависеть от доступности финансирования как дилеров, так и потребителей».


Без доступных кредитов и господдержки российский авторынок ждет очень медленное восстановление.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Между тем самой продаваемой маркой автомобиля по итогам 2009 года, несмотря на 44-процентное падение показателей, стала Lada – 349,5 тыс. реализованных автомобилей, за ней следует Chevrolet – 104,4 тыс. штук – минус 56%. Третьей по популярности стала американская марка Ford – 82 тыс. проданных автомобилей, что также на 56% меньше, чем в 2008 году. Следом расположились корейская Hyundai – 74,6 тыс. (минус 61%) и французская Renault – 72,3 тыс. автомобилей (минус 33%), (см. таблицу).

Как отметил в беседе с «НГ» аналитик компании «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын, сегодня хочется быть оптимистом, тем более на фоне недавних заявлений руководства АвтоВАЗа, который объявил о возможном росте производства на 50%. «Если это произойдет, то к 1,5 миллиона автомобилей можно будет прибавить еще 100 тысяч, – считает эксперт. – Но этот показатель станет планкой, на которой рынок будет топтаться еще в течение как минимум двух лет. Так что, вероятно, рост начнется лишь в 2012 году. А выйти на уровень продаж 2008 года удастся по пессимистичным прогнозам лет через шесть, а по оптимистичным – через пять лет».

По мнению Козицына, даже несмотря на рост продаж, отмеченный в некоторых странах, это произошло благодаря программам государственного стимулирования. Тогда как компании-производители по-прежнему находятся в очень сложном финансовом положении. Когда и на каком уровне восстановится мировой, а вслед за ним и российский спрос – сказать пока сложно.

«В России программа утилизации даст прибавку к продажам около 100 тысяч машин, – подсчитывает Козицын. – Дело в том, что для регионов это вполне привлекательная схема – сдать старую машину и купить новую со скидкой в 50 тысяч рублей. Программа хорошая, но остаются вопросы по механизмам ее реализации. Например, кто будет забирать этот старый автохлам. Посмотрим, как все пойдет на практике».

Тем не менее, по его словам, в любом случае, это дешевле, чем субсидировать отечественных производителей. «Напомню, что суммарная помощь отечественному автопрому достигает 150 миллиардов рублей, тогда как стоимость программы по утилизации – около 10–15 миллиардов рублей, – заключает аналитик. – Но эта мера хороша в совокупности с другими – с продолжением программы по субсидированию автокредитования и другими способами поддержки спроса. Без мер стимулирования конечного потребителя рынок не выживет», – считает Козицын.

15 наиболее продаваемых моделей легковых автомобилей в России в 2009 году
Модель Марка 2009, штук К 2008, % Декабрь 2009 К декабрю 2008,%
1 Priora LADA 99 473 –22 8230 –5
2 Samara LADA 90 428 –46 6849 –24
3 2105/2107 LADA 67 216 –60 4843 –45
4 Kalina LADA 60 746 –35 4590 –38
5 Logan RENAULT 53 869 –27 5143 –2
6 Focus FORD 52 108 –44 4617 –55
7 Lacetti CHEVROLET 29 362 –64 2834 –58
8 Nexia DAEWOO 28 233 –44 2715 48
9 4x4 LADA 26 726 10 3161 52
10 Niva CHEVROLET 24 520 –48 2593 –18
11 Matiz DAEWOO 23 181 –48 1736 14
12 Lanos CHEVROLET 23 170 –53 1155 –76
13 Astra OPEL 18 952 –55 1066 –68
14 Cee'd KIA 18 943 –24 1945 8
15 Getz HYUNDAI 18 560 –51 1092 –44
ВСЕГО 1 465 917 –49 128 132 –38
Источник: данные Ассоциации европейского бизнеса (включают как импортированные, так и местно произведенные автомобили).

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1676
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3628
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2680
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2185

Другие новости