Бюджетный вариант новогоднего тура оказался привлекательным для многих россиян.
Фото Натальи Киреевой (НГ-фото)
Обещанное властями начало экономического восстановления пока не подтверждается статистикой турпоездок. Год назад новогодний выездной туризм уже упал на 20%, что вызвало в туриндустрии настоящий шок. Прошедшие новогодние праздники пока не переломили эту кризисную тенденцию. Вчера туроператоры, чиновники и эксперты обнародовали противоречивые оценки статистики покупки новогодних туров: эксперты уверены, что падение продолжается, а чиновники и операторы надеются на стабилизацию продаж.
Вчера первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович заявил журналистам, что, по предварительным данным, поток россиян за рубеж в нынешние новогодние праздники не уменьшился, а скорее всего даже слегка увеличился. Особенностью прошедших праздников стало «рассредоточение» по дате выезда, что позволило гражданам добиться максимальной экономии. «Если в прошлые годы почти все вылетали из России на отдых в конце декабря, то в период прошедших праздников большое число туристов отправились как в конце декабря, так и в начале января», – сообщил Канторович. Отметили в АТОР и падение интереса россиян к ряду европейских направлений. «В декабре французским посольством в Москве выдано более 24 тыс. виз, что на 23% меньше, чем в декабре 2008 года. В ноябре прошлого года падение составило 18%. Поток в Австрию остался на уровне прошлого года, а в Швейцарии немного вырос», – говорят туроператоры.
По итогам девяти месяцев 2009 года выездной туризм сократился в среднем на 20%, констатировали вчера в пресс-службе Ростуризма. По словам же замглавы Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Александра Радькова, в период прошедших новогодних праздников все-таки был зафиксирован рост популярности на ряде направлений, прежде всего в Юго-Восточной Азии, Доминикане, Египте и в самой России. «Прирост популярности Египта у россиян в период новогодних праздников составил 5–10%, Таиланда – 50–80%», – сказал он. В целом, по его словам, новогодние праздники прошли для туротрасли относительно неплохо.
Такую же оценку дали туристическому рынку и в Российском союзе туриндустрии. Пресс-секретарь союза Ирина Тюрина сказала, что за девять месяцев прошлого года выезд туристов за рубеж снизился, по данным союза, на 26,6%. «В Новый год и каникулы туроператоры брали мест на 25–30% меньше, чем в прошлом году, – рассказывает Тюрина. – Новый год прошел неплохо, хотя по объему денежных потоков выездной туризм значительно сократился по сравнению с прошлым годом».
В целом, по словам Тюриной, люди стали прижимистее, при выборе тура покупатели учитывают все бонусы и спецпредложения. Решающим фактором могло стать даже наличие бутылки вина в подарок в номере при прочих равных условиях. Причем такую экономию проявляли даже те туристы, которые покупали изначально дорогие туры. Еще одна тенденция, которую уже давно заметили туроператоры, – снижение на одну ступеньку класса отдыха россиян. «Те, кто покупал отели в 5 звезд, теперь берут 4. А если и выбирают 5 звезд, то все равно более дешевые варианты в этой категории», – говорит Тюрина. Другой способ сэкономить – выбор наиболее выгодной по цене даты вылета за рубеж. «Раньше большинство вылетов было с 26 по 30 декабря и потом 2 и 3 января. Теперь все пики смазались, туристы выбирают, что дешевле, и готовы лететь даже 1 января», – отмечает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. «Люди не хотят встречать Новый год в поездках. Это значительно дороже – на 20–30%, а то и 40%, чем такие же туры, но не новогодние. В этом году основные вылеты пришлись на 2–3 января», – подтверждает тенденцию Тюрина.
Независимые эксперты, сообщая о сокращении новогоднего турпотока, называют те же самые 20%. «Спад выездного туризма в новогодние праздники сезона 2009/10 года по сравнению с этим же периодом 2008/09 года составил чуть менее 20%. Стоит отметить, что туроператоры заранее спрогнозировали спад, и практически весь объем предложенных новогодних туров был раскуплен заранее, путевки по «горящим» ценам практически не предлагались. Также стоит отметить, что цены на новогодние туры в среднем сократились в пределах 10–15%. Выручка операторов от новогодних туров ввиду падения спроса и цен, сократилась в среднем на 30%», – описывает сложившуюся ситуацию эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева.
Сами туроператоры по итогам прошедших новогодних праздников зафиксировали сокращение продаж дорогих новогодних туров и туров в Западную Европу – на 2–3% по сравнению с прошлым годом. Зато продажи путевок в Скандинавию, по оценкам некоторых туроператоров, в эти новогодние праздники увеличились примерно на 15%.
По поводу наступившего 2010 года туроператоры и туркомпании высказывают вялый, но оптимизм. Некоторые компании планируют расширить свои летние программы на 10–12% по сравнению с 2009 годом и тем самым приблизиться к 2008 году – ко времени до резкого кризисного снижения турпотоков за рубеж.
Напомним, в конце 2008 года экономический кризис сильно ударил по туристической отрасли. Сначала первые девять месяцев 2008 года показывали хорошие результаты: выездной поток туристов из России составил почти 9 млн. человек, это на 24% больше по сравнению с аналогичным периодом 2007-го. Но в конце 2008 года глава Ростуризма Анатолий Ярочкин отметил резкое сокращение турпотоков по различным зарубежным направлениям, особенно в Египет, ОАЭ, Таиланд (на 20–35%). В 2009 году тенденция к сокращению выездных потоков стала еще очевиднее. Новогодние праздники 2008/09 года подтвердили кризисную тенденцию: общее число чартерных рейсов по всем направлениям снизилось тогда на 21% по сравнению с новогодними праздниками 2006/07. В течение девяти месяцев 2009 года за рубеж поехало отдыхать примерно 7 млн. человек (сокращение на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года). И если некоторые эксперты оценивают сокращение турпотока в прошедшие новогодние праздники снова на 20% по сравнению с прошлым годом, то получается, что туристическая отрасль просела теперь еще больше, чем в первые кризисные месяцы.
«Если люди не видят перспективы улучшения ситуации, особенно для себя и своей семьи лично, они будут стараться сокращать издержки, особенно те, которые считают не самыми обязательными», – объясняет ведущий специалист фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова. – Но совсем пессимистично трактовать эту информацию не стоит. Всего выездным туризмом в нашей стране занимаются менее 10% населения. То есть сокращение на 20% от 10% россиян в масштабах всего населения – очень несущественные цифры». Речь в данном случае идет об очень небольшой и достаточно обеспеченной прослойке населения, для большинства же россиян отдых за границей – до сих пор непозволительная роскошь. Но и обеспеченная прослойка населения тоже ощутила на себе последствия кризиса. Выделяется также группа среднего класса, для которой новогодние туры стали неотъемлемой частью образа жизни. Эти люди в любом случае проводят новогодние каникулы за границей, но значительно экономя на основных статьях расходов.