Глава Минпромторга Виктор Христенко санкционировал утилизацию только полнокомплектных машин.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
В этом году подержанные автомобили старше 10 лет поднялись в цене. Произошло это благодаря программе по выплате компенсаций за утилизацию старых машин, которая будет запущена с 8 марта. Таким образом, государство включает еще один механизм поддержки автопрома, испытывающего резкое падение спроса в условиях кризиса. Однако эксперты предупреждают, что в России в отличие от других стран эта мера может оказаться не столь эффективной для экономики и привлекательной для граждан.
Вчера Минпромторг сообщил параметры программы утилизации автомобилей, также порядок взаимодействия дилеров, утилизаторов и владельцев старых машин. Эта программа заработает с 8 марта, о чем накануне глава ведомства Виктор Христенко проинформировал премьера Владимира Путина. Под действие программы попадают автомобили, произведенные в 1999 году или раньше, имеющие разрешенную полную массу не более 3,5 тонны. При этом подлежащий утилизации автомобиль должен быть полнокомплектным, находиться в собственности последнего владельца более года.
Минпромторг предложил следующий алгоритм действий автовладельца, намеревающегося воспользоваться госпрограммой утилизации автомобилей и приобрести новый автомобиль у официального дилера. Согласно разработанной схеме гражданин должен будет доставить сдаваемую машину за свой счет официальному дилеру, распечатать с сайта Минпромторга утвержденный бланк свидетельства об утилизации, оформить в дилерском центре доверенность в простой документарной форме на выполнение операций по снятию с учета, передаче на пункт утилизации, получению свидетельства об утилизации. До получения свидетельства об утилизации автомобиль будет находиться на ответственном хранении у автодилера до момента снятия его с учета.
Автовладелец также должен оплатить около 3 тыс. руб. по договору за утилизацию машины, выбрать и зарезервировать у дилера новый автомобиль, который (это обязательное условие) должен быть произведен на территории России. Свидетельство об утилизации старого автомобиля является своего рода сертификатом, позволяющим купить новый автомобиль на 50 тыс. руб. дешевле его стоимости.
Со своей стороны Минпромторг обещает компенсировать дилерам расходы на доставку автомобилей до ближайшего утилизатора и 50 тыс. руб. выпадающих доходов при продаже машины со скидкой. На финансирование программы из бюджета выделяется 10 млрд. руб. Таким образом, программа рассчитана на утилизацию 200 тыс. автомобилей. Еще 1 млрд. руб. выделяется в качестве субсидии на транспортные расходы организациям, которые будут доставлять автомобили в пункты утилизации. На встрече с премьером Виктор Христенко признал, что самым сложным вопросом остается создание системы пунктов утилизации. В России их сегодня насчитывается всего около полутора десятков, что нельзя считать достаточным.
Независимые эксперты признают, что программа утилизации старых автомобилей может стать эффективной мерой поддержки автопрома. Опыт США и некоторых стран ЕС (Германии и Франции), использовавших этот механизм в 2009 году, служит тому подтверждением. Россия в этом отношении несколько запаздывает, однако, учитывая, что текущий год не обещает перемен к лучшему на отечественном авторынке, программа не утратила своей актуальности. Впрочем, она все-таки не лишена недостатков. Ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов видит угрозу прежде всего со стороны сложных бюрократических процедур, с которыми сопряжена вся российская действительность. Предложенная Минпромторгом процедура утилизации автохлама едва ли станет счастливым исключением. По мнению аналитика, по прошествии нескольких месяцев программа может быть подкорректирована, чтобы устранить выявленные по ходу несоответствия, что сделает ее более привлекательной для россиян. Именно это происходило в прошлом году с программой льготного автокредитования, напомнил Баранов.
Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин считает, что найдется достаточное число желающих получить от государства скидку 50 тыс. руб. за сданный старый автомобиль при покупке нового. Может даже возникнуть ажиотаж, учитывая, что сегодня в России парк легковых автомобилей насчитывает около 30 млн. штук, из которых половина перевалила 10-летний рубеж эксплуатации. «200 тысяч автомобилей, которые могут быть утилизированы в рамках правительственной программы, это капля в море. Далеко не все автовладельцы смогут воспользоваться такой возможностью», – отметил эксперт.
В этих условиях открываются возможности для злоупотреблений со стороны недобросовестных автодилеров, которые, к примеру, начнут произвольно трактовать требования о полной комплектности сдаваемого на утилизацию автомобиля, отказываясь его принять, допустим, без домкрата или запасного колеса и т.п. Кроме того, нет гарантий, что время реализации программы совпадет с латентным повышением цен на новые автомобили производителями или продавцами, которые таким образом отреагируют на растущий спрос. Тем самым получившие дисконт владельцы старых автомобилей фактически ничего не выгадают при приобретении новых машин.