Потребители увидят эффект госрегулирования цен лекарств на собственном кошельке.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
С начала 2010 года государство официально взяло под контроль розничную стоимость жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). Отношение экспертов к этой мере неоднозначное. По их мнению, госконтроль за фармацевтическими предприятиями нанесет вред внутреннему рынку лекарств. К тому же это решение носит в большей степени политический характер: власть пытается не допустить роста социальной напряженности, чтобы сохранить рейтинги до парламентских и президентских выборов, до которых уже остается не так уж много времени.
Единые отпускные цены на лекарства, включенные в перечень ЖНВЛС, чиновники Минздравсоцразвития с 1 января 2010 года будут рассчитывать по специальным методикам. Речь идет примерно о 600 наименованиях различных препаратов, в их числе лекарства для лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, против ВИЧ и туберкулеза, противогриппозные препараты и т.п. Процедура госрегулирования включает в себя обязательную госрегистрацию предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарства.
Напомним, весной прошлого года было разработано новое Положение о порядке формирования проекта перечня ЖНВЛС, а также положение о комиссии Минздравсоцразвития по формированию перечня. Правительство утвердило форму протокола согласования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарства. Только оформив протокол, организации оптовой торговли получат право реализовать лекарства, а аптеки смогут их продавать населению. Перечень ЖНВЛС формируется на следующий год до 15 июня текущего года.
До 1 апреля текущего года лекарства, причисленные к ЖНВЛС, должны быть зарегистрированы в Росздравнадзоре, а цены на них опубликованы на официальном сайте ведомства. Отталкиваясь от этих цен, регионы смогут установить размеры территориальных фиксированных торговых надбавок, обязательных для аптек. В Минздравсоцразвития считают, что благодаря госрегулированию удастся снизить цены в аптеках на самые востребованные препараты примерно на 20%.
Однако независимые эксперты скептически относятся к прогнозам чиновников. По их мнению, эффект от вмешательства государства в ситуацию на рынке лекарств России может быть негативный. «Всякое госрегулирование в нормальной экономике не есть благо», – говорит руководитель центра инвестиций Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Яков Дубенецкий. С ним солидарен старший аналитик «Уралсиба» по потребительскому рынку Тигран Оганесян, убежденный, что любая попытка административного регулирования конкурентного рынка воспринимается участниками рынка негативно. «Законом всего не учтешь», – полагает эксперт.
При этом Оганесян не исключил, что госрегулирование цен на лекарства может привести к тому, что некоторые виды лекарственных препаратов, производство которых станет нерентабельным для фармацевтических компаний, исчезнут из аптек. Кроме того, производители, чтобы удержать маржу на прежнем уровне, могут перейти на выпуск лекарств из дешевых, а значит, менее качественных материалов. «Никто этому не радуется. Наверное, в борьбе с высокими ценами на лекарства государству можно было бы регулировать аптечные сети, но не отечественного производителя, который слишком слаб и не способен выдержать конкуренцию с иностранными компаниями», – отметил аналитик.
В свою очередь, Дубенецкий указывает, что в нынешней ситуации, когда в России сложился рынок лекарств «рваческий и бандитский», к тому же на 80% «закрываемый» за счет импорта, навести порядок без прямого вмешательства государства невозможно. По мнению Оганесяна, подключение административного ресурса в данном случае было не столь уж неизбежным злом. Можно было бы ограничиться рыночными методами регулирования цен на лекарства. Например, предоставив аптекам доступ к дешевым кредитным ресурсам или снизив плату за аренду помещений. Что же касается отечественных производителей, то их, считает Оганесян, следует переориентировать на продвижение собственных научных разработок новых лекарств. Не секрет, что сейчас до 70% цены импортного лекарства составляет плата за разработки западных ученых.
У политологов своя трактовка действий властей. Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин убежден, что за этим в большей степени стоит забота о сохранении рейтингов политиков и чиновников, которые изрядно подорвал кризис. Для убедительной победы на парламентских и президентских выборах, которые состоятся через два года, уже нет прежних финансовых ресурсов. В том числе и для того, чтобы повторить в каком-то качестве нацпроекты. Поэтому борьба за избирателя ведется популистскими методами. Проявилось это, в частности, при выборе приоритета социальной политики в борьбе с кризисом. Борьба за дешевые лекарства для народа из этого ряда. «Это чистой воды политика. Россияне с советских времен считают, что за цены в аптеках напрямую отвечает государство. Для большинства людей дешевые лекарства – их законное право. Они не хотят разбираться, кто виноват в высоких ценах в аптеках, и впадают в шок от резких ценовых колебаний», – резюмировал эксперт.