Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина ищет новые методы тарифного регулирования, которые могут заинтересовать монополистов.
Фото ИТАР-ТАСС
Премьер-министр Владимир Путин объявил вчера о новой тарифной политике, которая должна обеспечить «инвестиционную привлекательность инфраструктуры». Однако замена тарифных принципов произойдет скорее всего в интересах монополий, а не потребителей. Предложенный Путину принцип «доходности на вложенный капитал», по мнению экспертов, не создает стимулов для снижения издержек, а напротив – подталкивает монополии к увеличению затрат и завышению стоимости активов. Ведь оплачивать гарантированный инвестору доход будут потребители.
Тарифная политика правительства должна обеспечивать инвестиционную привлекательность инфраструктуры, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на заседании правительства в четверг. Премьер напомнил, что темпы индексации тарифов обсуждаются ежегодно, постоянно идет поиск «разумного баланса между интересами поставщиков услуг и потребителями». «Но нужно прямо сказать – часто решения принимаются навскидку, без должной проработки и далеко не всегда оказываются оптимальными для всех участников этого процесса», – подчеркнул Путин. (Не исключено, что премьер имел в виду утвержденный правительством сценарий повышения внутренних тарифов, например на газ для населения, более чем в 3,6 раза с 2006 по 2011 год).
«Тарифная политика должна обеспечивать инвестиционную привлекательность инфраструктуры, стимулировать повышение и качество услуг, энергосбережения и применения наиболее эффективных технологических решений», – заявил премьер. По его словам, проблема качества и предсказуемости тарифной политики «остро стоит и на уровне регионов и муниципалитетов, где, как известно, принимается большинство наиболее чувствительных для граждан вопросов – о стоимости на электричество, тепло, воду». По словам Путина, нужно рассмотреть этот вопрос «шире, рассмотреть концептуальные подходы к регулированию тарифов». «Мы должны добиться, чтобы они устанавливались по понятным и прозрачным методикам, а их уровень должен быть экономически обоснованным и необременительным для граждан и экономики», – заявил он.
В качестве прозрачной методики глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина предложила правительству утвердить принцип расчета тарифов исходя из так называемого метода «доходности на инвестированный капитал». Этот тарифный метод часто называется методом RAB – Regulatory Asset Base.
На практике это означает, что тарифы для потребителей устанавливаются так, чтобы обеспечить заданную ежегодную доходность на все активы компании. Другими словами, благодаря этому методу инвестор фактически перекладывает все риски инвестиций на потребителя. Если монополия вложила в строительство сетей и офисов 100 млн. долл., то через год за счет повышенных тарифов она получит установленные правительством 12% от этой суммы. Но если рыночная стоимость этих активов вдруг упадет до 50 млн. долл., то тарифы никак не снизятся и инвестор по-прежнему будет получать тарифный сбор из расчета тех же 12% и тех же 100 млн. долл.
«Главный недостаток предлагаемого RAB-метода известен очень давно. Он стимулирует компании завышать издержки и стоимость своих активов. Этот эффект завышения тарифов давно известен как эффект Аверха–Джонсона», – говорит глава департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, метод RAB – это обычный затратный метод тарифообразования, который похож на нынешний принцип «затраты плюс», в соответсвии с которым потребители возмещают монополиям объявленные ими расходы с добавкой некоторой прибыли. «Затратные методы расчета тарифов не стимулируют компании к сокращению издержек и потому более выгодны производителям или инвесторам, но никак не потребителям», – говорит Николаев, который удивляется, почему из «нафталина достали этот старый метод, вместо того чтобы обеспечить дерегулирование и конкуренцию».
«Инвестор действительно получает гарантированный доход, но ограниченное количество времени – раз в несколько лет происходит переоценка базы капитала. К тому же рыночная стоимость сетей не всегда соизмерима со стоимостью их замещения и с этой точки зрения нужно смотреть, чьи интересы важнее – рыночных спекулянтов или потребителей, которым нужны надежные сети», – отмечает управляющий директор инвестбанка «Открытие» Яна Тульчинская. По ее словам, метод RAB взаимовыгоден. «Вначале действительно есть дополнительная финансовая нагрузка на потребителей. Однако с обновлением активов эта нагрузка должна постепенно уменьшиться – именно это произошло во всех странах, в которых было введено RAB-регулирование», – говорит Тульчинская. По ее словам, раздувание инвестпрограммы монополий никак не вызовет увеличение возврата на капитал, поскольку его будут контролировать чиновники Федеральной службы по тарифам, Минэнерго, а также совет директоров самой компании.
«Манипуляции с тарифами, безусловно, возможны. Пока есть коррупция и фиктивные тендеры поставщиков и подрядчиков, пока есть монополии, пока роль государства в экономике не сведется к регулированию, а не к участию, стоимость инвестиций будет завышена», – считает управляющий партнер компании «ФинСовет Аудит» Вадим Долгополов. По его словам, проблему раздувания издержек RAB-регулирование не решает. «Это вопрос комплексный – демонополизация, очищение экономики от коррупции. Здесь роль государства должна быть регулятивной», – отмечает эксперт.