Путь туркменского газа в Китай оказался самым коротким.
Фото Reuters
Европейские чиновники засомневались в перспективах строительства газопровода Nabucco, по которому планировалось направить газ из Центральной Азии в Европу мимо территории России. Об этом вчера заявил чиновник Еврокомиссии после открытия газопровода Туркмения–Узбекистан–Казахстан–Китай. «Евросоюз явно упустил время для получения доступа к туркменскому газу, Китай опередил нас», – подчеркнул он. Российские эксперты видят риски и для российского «Южного потока», однако считают, что угрозы для Nabucco значительно выше.
Планы по строительству газопровода Nabucco из Центральной Азии и региона Каспийского моря в Евросоюз еще больше поставлены под сомнение запуском в минувший понедельник газопровода из Туркмении через территорию Узбекистана и Казахстана в Китай. Такое мнение высказал вчера в беседе с корреспондентом ИТАР–ТАСС сотрудник Еврокомиссии. «Евросоюз явно упустил время для получения доступа к туркменскому газу, Китай опередил нас», – подчеркнул он.
Магистраль длиной в 1833 км от туркменских месторождений природного газа до китайской границы рассчитана на ежегодные поставки 40 млрд. куб. м газа. Эта проектная мощность будет достигнута уже в 2012 году.
В результате Китай станет одним из крупнейших потребителей центральноазиатского газа. Следствием открытия нового газопровода станет ситуация, когда основные потоки газа из Центральной Азии будут поступать в Россию и Китай, а для Евросоюза газа не останется, предупреждают сегодня независимые специалисты лондонского Сити.
Российские эксперты считают, что угрозы для Nabucco значительно выше, чем для российского «Южного потока». «Больше от введения газопровода из Туркмении в Китай пострадает проект Nabucco, который задумывался как способ снижения зависимости Европы от поставок российского газа. В ситуации, когда большая часть туркменского газа уже распределена не в пользу Европы, а сохраняющаяся напряженность вокруг Иранской ядерной программы может повлечь за собой полный отказ от «иранской» ветки, данный проект просто теряет смысл. С другой стороны, проект газопровода в Китай возник не вчера, однако Евросоюз сохранял поддержку строительства Nabucco, что связано с возможностью подключения мощностей Ирака и Египта. Европа продолжает бояться «Газпром», что скорее всего приведет к сохранению поддержки проекта», – считает аналитик компании Nettrader.ru Богдан Зварич. По его мнению, в нынешней ситуации необходимость строительства «Южного потока» не отпала и остается насущной. При этом у «Газпрома» достаточно газа для загрузки этого канала. Также в пользу его строительства говорит наличие газовых объемов для перекачки.
«Южный поток» и Nabucco в первую очередь спорят за потребителя газа. У российского проекта и без Туркмении есть что предложить, у европейского газопровода ресурсной базы пока нет», – считает глава департамента компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. По его словам, «Южный поток» вряд ли можно считать пострадавшим – он в первую очередь рассчитан на российский газ, который пустят в обход Украины. Что касается Nabucco, то этот проект реализуется уже достаточно давно, поэтому новость о том, что Туркмения будет экспортировать газ в Китай, вряд ли стала для участников европейского проекта неожиданностью. Однако возможность стать единственной альтернативой поставкам в Россию Nabucco потерял, что понижает его шансы на успех в переговорах с Туркменией.
«В большей степени пострадал европейский газопровод. Влияние «Газпрома» в Туркменистане заметно сильнее, несмотря на противостояние в этом году из-за прекращения закупки туркменского газа. Конкуренция между двумя проектами по транспортировке центральноазиатского газа, конечно, обострится. При этом перспективы «Южного потока» выглядят предпочтительнее. Опасения монополизации газового рынка в Европе «Газпромом» не дадут отказаться от газопровода Nabucco. При этом вероятное вхождение Франции в лице GDF Suez в российский проект подразумевает значительное усиление позиций для реализации газопровода в ЕС», – отмечает аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин.
«Если у Евросоюза появятся альтернативные предложения в части сжиженного газа со стороны Катара, то отказываться от поддержки Nabucco смысла не будет. И в целом не думаю, что это сейчас нужно делать», – считает гендиректор «Якутгазпрома» Андрей Загорский.