Портфели лоббистов и их клиентов в ближайшие годы не опустеют.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Правовое регулирование лоббистской деятельности в России в обозримом будущем, по-видимому, не появится. Согласно данным опроса Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC Russia), представители бизнеса, власти и общества считают важным принятие закона о лоббизме. Однако эксперты «НГ» считают, что в прозрачности отношений не заинтересованы ни бизнесмены, ни чиновники, ни депутаты.
Вчера Международная ассоциация бизнес-коммуникаторов обнародовала результаты годового исследования, посвященного лоббизму в современной России. Исследование представляет собой экспертный опрос 60 респондентов – представителей трех основных секторов, между которыми выстраивается взаимодействие: бизнеса, власти, общества. Опрошенные эксперты признают, что цивилизованные, прозрачные отношения между хозяйствующими субъектами и органами власти – это важное условие развития экономики, модернизации страны и успешной борьбы с коррупцией.
Начиная с 1993 года в России предпринималось несколько попыток разработать закон, который регулировал бы деятельность лоббистов. Однако его принятие откладывалось по самым разным причинам. В результате сегодня в России активны индивидуальные, корпоративные и региональные лоббисты. Однако их деятельность никоим образом не фиксируется и не регламентируется.
Согласно экспертному опросу, в России превалирует «нецивилизованный» лоббизм (синоним коррупции). Ситуацию может изменить правовое регулирование лоббистской деятельности. Однако большинство опрошенных бизнесменов и значительная часть чиновников выступают против принятия закона о лоббизме.
«Бизнесменам выгодно оставить все как есть. В мутной воде работать легче, легче свои интересы проталкивать. Есть опасения, что любая законодательная инициатива помешает, изменит баланс интересов и расстановку сил», – объясняет результаты опроса вице-президент российского отделения IABC Николай Студеникин. Чиновники же, отрицающие необходимость закона, ссылаются, по словам Студеникина, на то, что в России уже есть разного рода законодательные акты, в которых все основные правила прописаны (закон о госслужбе, закон о коррупции), поэтому не следует создавать некий общий документ, повторяющий существующие. Между тем думские эксперты указывают, что партии и депутаты посажены сегодня на госфинансирование и формально отсечены от сомнительных частных денежных источников. Поэтому депутатам не хочется официально заявлять о тех частных источниках, которыми они, несмотря ни на что, обладают. Следовательно, и цивилизованный лоббизм им невыгоден.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что ни бизнесменам, ни чиновникам не следует сильно опасаться появления закона о лоббизме. «Лазейки для коррупции сохранятся в любом случае», – считает партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов. «Коррупция имеет совершенно определенные причины, и бороться надо именно с ними. Принятие же закона о лоббизме лишь сможет придать ситуации чуть более цивилизованную форму, – считает заместитель генерального директора по юридическому консалтингу компании «Интерком-Аудит» Ирина Мельникова.– И для того чтобы исключить из лоббизма коррупционную составляющую, необходимо предпринимать меры, направленные на само уменьшение коррупции». «Если организации, предоставляющие услуги по лоббизму, будут действовать в рамках саморегулируемого сообщества, то невозможно гарантировать снижение коррупционной составляющей, на что, собственно, и были направлены законодательные инициативы», – перечисляет Мельникова. «Для России больше подходит британский взгляд на лоббизм, где контроль и регламентация обращены не на лоббистов, а на лоббируемых, – уверен генеральный директор группы «Развитие» Виктор Кухарский. – Выставить на всеобщее обозрение связи каждого парламентария и чиновника с теми или иными лоббистскими группами – это важная и полезная мера».
Лоббизм очень сильно зависит от способа принятия решения в государстве, уверен президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин. И «если это единоначальный способ по всей вертикали, то тогда цивилизованный лоббизм практически неэффективен и не может существовать без нецивилизованного», – рассказывает Томчин.