Губернатор Волгоградской области Николай Максюта предпочитает не говорить о политике. Его, как главного топ-менеджера региона, гораздо больше интересуют насущные проблемы сельского хозяйства и промышленных предприятий. Он считает, что даже в современной посткризисной ситуации необходимо планировать развитие региона на 10 лет вперед.
«Сначала планировали развитие села на три года. Потом на пять. Сейчас есть реальный документ, заглядывающий в 2025 год. Вы учтите природные и технологические различия предприятий. Некоторым приходится работать даже в условиях полупустыни. Поэтому модернизировать их по одной схеме неправильно», – уверенно рассказывает губернатор Николай Максюта и одновременно иллюстрирует сказанное на огромной карте области. Еще не так давно, продолжает он, заниматься сельским хозяйством было невыгодно. Здесь необходима эффективная управленческая система: современные технологии, качественные корма, переработка продукции, доступные кредиты и субсидии, производственная, транспортная и социальная инфраструктура. «Только для того, чтобы подготовить модернизацию села, – с сожалением говорит губернатор, – нам потребовалось почти полтора десятка лет».
«Основной секрет нашей работы, – Николай Максюта спокойно оглядывает присутствующих на пресс-конференции журналистов, – постепенность. Помните советские времена? Маленький урожай плохо, а большой – еще хуже. Сегодня мы от этого ушли. Область внедрила систему сухого земледелия и засевает большие площади озимых. Благодаря этому в этом году, несмотря на засуху и нашествие саранчи, удалось избежать серьезных потерь зерновых. Год за годом собираем не менее чем 3,5 миллиона тонн зерна и по 600 тысяч тонн подсолнечника и овощей. Можем и больше. Много больше! Только куда потом девать урожай? Рынок столько не освоит. Поэтому мы пока искусственно рост урожаев сдерживаем».
Естественно, крестьяне хотят зарабатывать больше. И администрация идет им навстречу. «Прежде всего, – Максюта загибает пальцы, – принято решение о строительстве комбинатов по переработке зерна немецкой компании Linde. Мощности фантастические. Окупаемость в течение трех лет. Цепочка таких комбинатов, расположенных в основных зерновых районах – Новоаннинском, Михайловском, Новониколаевском, – снимает проблему сбыта зерна. Комбинаты будут производить крахмал для химической, фармацевтической, пищевой и бумажной промышленности. Рынок европейский. И обеспечен гарантиями на несколько лет вперед. Затем постепенно поднимаем животноводство. Кормовая-то база, по сути, одна. Сегодня в Городищенском районе заканчивается возведение нового комплекса по выращиванию свиней. Реконструируем старые свинокомплексы. В результате поголовье скота увеличим в два раза. Есть вообще просто уникальные вещи. Мы вывели, впервые в постсоветское время, новую породу – русскую комолую. Десятилетия тончайшей работы, и такой успех».
Еще один структурный элемент нашей сельскохозяйственной системы, по словам губернатора, это инфраструктура. «Создаем современную транспортную инфраструктуру, – перечисляет глава региона. – Закончили первую очередь моста через Волгу, который связал запад и восток страны. В перспективе Волгоград станет самым мощным транспортным узлом юга России. Проводим модернизацию Калачевского порта. Совсем скоро здесь будут красоваться два зерновых терминала. Да к нам уже сейчас зерно из соседних регионов везут, из Воронежской и Тамбовской областей. Калачевский порт это естественный международный хаб (крупный перевалочный транспортный узел) – в Иран, Турцию, Египет, Европу».
Четвертый элемент создающейся в регионе модернизационной системы – решение проблемы сельхозудобрений. Здесь наиболее заметным проектом является комбинат по добыче калийных солей. «Мы приняли программу использования своих недр, – рассказывает Николай Максюта. – Запасов сырья должно хватить более чем на 20 лет». Данное предприятие размещено в Котельниковском районе. Раньше район был дотационным, а за счет строительства комбината станет донором. Рост доходов в этом году составил 120%. Плюс к этому возле предприятия развивается инфраструктура.
«На плечи государства и области легли расходы в размере 5 миллиардов рублей на обустройство инфраструктуры, в том числе и на строительство участка железной дороги, проведение электроэнергии, газа, строительство больницы, школы», – объясняет Николай Максюта. Зарегистрирован горно-обогатительный комбинат, как и организации, строящие его, в Котельниково. Так что все налоги поступают в казну района, области. На сегодняшний день грандиознее этого проекта в России пока нет. Когда комбинат будет введен в эксплуатацию, он будет выпускать ежегодно 2,3 млн. тонн калийных удобрений. «Мы не только себя обеспечим удобрениями, но и мировые рынки захватим», – полагает глава региона.
Волгоград–Москва