Граждане традиционно поддерживают президента, но не готовы участвовать в реализации его инициатив.
Фото ИТАР-ТАСС
Подавляющее большинство россиян не видят общественной поддержки идей модернизации. Почти 60% граждан не знают, какие группы могут стать движущей силой инноваций, а еще 23% уверены, что таковых нет вообще. Такие данные опубликовал вчера Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). О скептическом отношении граждан к идеям модернизации сообщает и фонд «Общественное мнение» (ФОМ): даже среди самых активных и состоятельных граждан всего около трети верят, что модернизационная кампания даст положительные результаты. Социологи Левада-Центра объясняют массовый скепсис граждан тем, что они считают себя исключенными из общественных процессов модернизации.
Более половины россиян (59%) не смогли назвать какие-либо общественные группы в России, которые могли бы стать движущей силой внедрения инноваций. А 23% считают, что таких групп нет. Эти данные опубликовал во вторник ВЦИОМ, который исследовал мнения россиян о переходе к инновационной экономике в конце ноября 2009 года. Впрочем, некоторые респонденты считают, что движущей силой инноваций может стать государство (5%), бизнесмены и ученые (по 4%), политики (3%) и молодежь (2%). Однако доля этих ответов близка к статистическому нулю, поскольку погрешность этого опроса составляет 3,4%. В обследовании ВЦИОМа участвовали 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.
Хотя подавляющее большинство россиян заявили, что не видят движущих сил модернизации, социологи все же решили допросить граждан, от кого же зависит переход к инновационной модели экономики. По мнению большинства россиян (59%), переход к инновационной экономике зависит главным образом от государства и чиновников. Каждый пятый респондент (21%) уверен, что на успех модернизации влияют предприниматели. В наименьшей степени россияне склонны считать, что переход к инновационной экономике зависит от самих людей (12%).
Близкие скептические оценки о перспективах модернизации днем ранее опубликовал фонд «Общественное мнение», который привел данные двух масштабных опросов: опроса от 21-22 ноября, проведенного в 100 населенных пунктах, 44 субъектах РФ (2 тыс. респондентов), и мегаопроса от 3-17 июня, проходившего в 68 субъектах РФ (34 тыс. респондентов). В ходе опросов ФОМ выяснял, как население страны в целом и люди XXI века в частности оценивают ситуацию с модернизацией экономики. Людьми XXI века, или социальными инноваторами, социологи ФОМ называют группы с «качественными образовательными, социальными и стабильными экономическими ресурсами».
Парадоксально, но именно социальные инноваторы относятся к перспективам модернизации гораздо более скептично, чем население в целом. Около 38% инноваторов не видят никаких изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону. Тенденцию же к улучшению ощутила лишь треть опрошенных социально активных людей. В прогнозах положительных результатов модернизации и технологического обновления через год инноваторы более пессимистичны, чем все население в целом. Около 38% инноваторов не верят в позитивную динамику ситуации с модернизацией, тогда как среди населения в целом таких скептиков всего 27%. Еще 28% инноваторов затруднились с ответом, а 34% надеются, что положительные изменения возможны в течение ближайшего года.
Граждане считают, что строительством инновационной экономики должны заниматься чиновники. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Рассуждая о конкретных путях модернизации, инноваторы советуют правительству сосредоточиться прежде всего на борьбе с коррупцией (33% опрошенных), развитии малого и среднего бизнеса (30%), развитии несырьевых отраслей экономики (22%), поддержке науки, научно-технического прогресса (17%). Если же говорить о всем населении в целом, то оно приоритетным вопросом модернизации считает борьбу с коррупцией (35%), развитие же малого и среднего бизнеса и науки его волнует не так сильно (всего 17%). Солидарно с инноваторами все население в том, что в сложившейся ситуации правительству следует меньше всего внимания и средств уделять поддержке нефтегазовой отрасли и обеспечению лидерства России в космической сфере.
Как отметил научный сотрудник Левада-Центра Денис Волков, россияне действительно скептически относятся к развернувшейся модернизационной кампании. «По одному из наших опросов, около 85% респондентов говорят, что люди сами не могут повлиять на происходящее в стране. Простой гражданин исключен из процессов принятия решения, и это осознается как данность», – рассказывает Волков. Поэтому, с одной стороны, большинство россиян думают, что кроме как сверху иным путем изменить ситуацию невозможно. «Такой патернализм некоторых слоев населения, например – пенсионеров, во многом является вынужденным», – обращает внимание Волков. Но, с другой стороны, заявления первых лиц об инновациях остаются для россиян, по утверждению социолога, просто красивыми словами, никак не подкрепленными конкретными делами. Реальному прогрессу, как полагают респонденты, препятствует очень многое – в том числе и коррупция. Отсюда итог: россияне не могут определиться с ответом на вопрос, является или нет государство движущей силой внедрения экономических инноваций.
Если же говорить о социально активных и экономически самостоятельных гражданах, то они обычно тоже скептически оценивают успехи модернизационной кампании правительства. «Это люди, как правило, сделавшие себя сами и рассчитывающие прежде всего на себя. Все исходящее от государства ими воспринимается скорее с опаской, чем с надеждой. В этом их отличие от таких зависимых групп, как пенсионеры или бюджетники. Прежде чем что-то поддерживать, они хотят убедиться, что оно того стоит», – объясняет ситуацию генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров. Кроме того, говорит Федоров, этим людям менять что-то не всегда с руки, особенно если шансы на успех не очевидны, а препятствия – осязаемы. Тем не менее, по словам Федорова, «лозунг модернизации сам по себе завоевывает сторонников; другое дело, что нет ясности, с чего начать и как за это дело взяться».
Поэтому неудивительно, что в условиях, когда нет такой ясности не только у граждан, но и у самого правительства, люди не видят в государстве субъекта модернизационной кампании.