Член-корреспондент РАН Руслан Гринберг доказывает, что экономика – это наука, а не гадание на кофейной гуще.
Фото ИТАР-ТАСС
Глава Минфина Алексей Кудрин открыл вчера первый Российский экономический конгресс сенсационными заявлениями. Вице-премьер фактически дезавуировал свои предыдущие слова о начале восстановления российской экономики – теперь Алексей Кудрин уверен, что экономика продолжает лежать на дне кризиса, которое «будет растянутым». Кроме того он признал, что половинчатая политика мягкого снижения курса рубля ударила по конкурентоспособности экономики. Независимые эксперты считают, что ученые, которые организовали конгресс, вряд ли смогут подставить плечо Кудрину и предложить правительству новую экономическую стратегию. Тем более что рекомендации ученых-экономистов так же не востребованы властью, как и в начале либеральных реформ.
«Меры, которые мы предприняли, были половинчатые. Следовало бы действовать еще жестче», – заявил вчера Алексей Кудрин на Российском экономическом конгрессе (РЭК), рассуждая о политике недопущения серьезного укрепления курса рубля. Мягкое снижение курса рубля, предупреждали ряд экономистов, фактически будет означать выход страны из кризиса за счет промышленности и не даст отечественному производству ценовых преимуществ, которые дала бы быстрая девальвация. Среди преимуществ девальвации рубля в период кризиса – повышение рентабельности российского экспорта и улучшение состояния торгового баланса. Традиционно против резкого снижения курса используются аргументы об ускорении инфляции, падении покупательной способности населения и дополнительных рисках банкротств банков и корпораций со значительной внешней задолженностью. Именно спасение финансового сектора, по словам Кудрина, и стало приоритетом для выбранного в начале кризиса экономического курса. По словам вице-премьера, высокий курс рубля до кризиса и после его начала «способствовал снижению нашей конкурентоспособности, конкурентоспособности нашей внутренней экономики».
Еще одно важное заявление Кудрина также выглядело как косвенное признание ошибок. «Мне кажется, что дно кризиса будет растянутым», – заявил он на открытии экономического конгресса. По словам Кудрина, ряд фундаментальных показателей остаются слабыми. «После некоторого улучшения мы видим, что не все пузыри сдулись. Плохие долги еще существуют. Безработица медленнее, но растет, мировая торговля медленнее, но падает. Россия на 30–40–50% сократила торговый оборот со своими партнерами, но ситуация до конца не разрешилась», – объявил Кудрин. Между тем ранее вице-премьер убеждал журналистов, что восстановление экономики уже началось, и возврат на докризисные уровни – это лишь вопрос времени.
РЭК, в котором участвуют около 1500 российских и зарубежных ученых, должен, по мысли организаторов, ликвидировать раскол среди экономистов, а также помочь поиску выхода из кризиса. Вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов считает масштаб форума, который продлится семь дней, беспрецедентным. По его мнению, российский конгресс может стать сопоставимым с ежегодными съездами экономистов США. Об уровне форума говорят имена модераторов конференци. Среди них – академики РАН Николай Петраков, Николай Шмелев, Валерий Макаров, Александр Гранберг, Сергей Глазьев, Александр Дынкин, Виктор Садовничий, Виктор Полтерович. На конгрессе планируется провести своего рода инвентаризацию того, что сделали российские ученые в области экономической науки.
Цель РЭК-2009, по словам директора Института экономики Руслана Гринберга, «показать, что экономика – это наука, а не гадание на кофейной гуще. По его словам, экономисты должны показать палитру мнений и зоны консенсуса в оценках».
Впрочем, независимые эксперты скептически оценивают потенциал академической науки. «С первых лет реформ новая либеральная команда решила для себя, что ничего путного отделение экономики РАН сделать не может. Примерно такое же отношение сохраняется у власти и сегодня», – говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, академикам-экономистам предстоит объяснить власти и обществу, что именно полезного и необходимого было сделано ими за последние 20 лет. «Часто слышны оправдания, что исследования ученых не востребованы властью. Но это лишь очень ограниченное оправдание, поскольку активность академиков могла бы быть и значительно выше – такой, чтобы ее нельзя было игнорировать», – говорит Николаев. В то же время критику экономической политики со стороны академиков эксперт считает во многом оправданной и справедливой.