Одним из последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС может стать пересмотр итогов реформы электроэнергетики.
Фото Константина Ремчукова
Власти берут курс на пересмотр итогов реформирования электроэнергетической отрасли, указывая на проблемы, выявленные катастрофой на Саяно-Шушенской ГЭС. На совете ведущих специалистов в области высоких технологий Владимир Путин потребовал принятия решений для обеспечения нового уровня безопасности в энергетической сфере. Накануне чиновники заявили, что главные проблемы отрасли возникли «из-за разделения участников единого технологического процесса» по сферам деятельности.
«Уже в ближайшее время нам необходимо принять решения, которые обеспечат принципиально новый уровень безопасности и надежности энергетических объектов», – заявил вчера Путин на заседании совета главных и генеральных конструкторов, проходившего во Всероссийском электротехническом институте (ВЭИ) имени Ленина.
По его словам, в первую очередь следует разработать современные стандарты и нормативы безопасности на всех технологических этапах – от конструирования оборудования до его эксплуатации и сервисного обслуживания. Он напомнил, что расследование обстоятельств аварии на Саяно-Шушенской ГЭС показало, что к трагедии привел целый комплекс причин. «Речь идет и о нарушении технологической дисциплины, и о качестве оборудования, и о состоянии нормативной базы», – отметил премьер-министр.
Судя по всему, выводы и последующие за ними конкретные решения можно будет увидеть уже в ближайшее время. Между тем накануне совещания правительственные чиновники изложили собственное видение. По их мнению, в настоящее время основные проблемы возникают «из-за разделения участников единого технологического процесса генерации, передачи, потребления электроэнергии и появления многих независимых субъектов рынка». В результате, как сообщил Прайм-ТАСС со ссылкой на одного из чиновников, зачастую проявляется «конфликт интересов, особенно между монопольной и конкурентной частями рынка, отставания процессов адаптации технологической части нормативно-правовой базы от развития рынка, неопределенности границ ответственности за соблюдение безопасности и надежности субъектами рынка». Именно поэтому, считают в правительстве, для решения этих задач необходимо «эффективное госрегулирование и ответственные обязательства формирующихся хозяйствующих субъектов рынка в стране».
По сути, ставится под сомнение эффективность проведенной реформы электроэнергетики и разделения монополиста – РАО «ЕЭС России» – на компании по видам деятельности. Но что именно предложат власти для решения проблем и можно ли ждать возрождения монополии в том или ином виде, пока не совсем понятно. По крайней мере мнения экспертов по поводу перспектив противоречивы.
«О том, что навязываемая либеральная модель противоречит технологической структуре электроэнергетической отрасли и это приведет к снижению надежности и невозможности создать конкурентное ценообразование, специалисты говорили с самого начала реформирования, – пояснил «НГ» гендиректор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян. – Реформа действительно создала почву для аварии на Саяно-Шушенской ГЭС: отделение «ремонтов» как непрофильных видов деятельности, нарушение системы централизованного управления развитием отрасли, планирования инвестиций и др.». Впрочем, сейчас уже сложно вернуть прежнюю структуру РАО «ЕЭС», но если новый государственный холдинг будет создаваться, то это благоприятно скажется и на технологической устойчивости, и на снижении издержек в отрасли. «Главное, чтобы это был не новый коммерческий проект для новых сверхприбылей, а осознанные действия государства по сбалансированному развитию инфраструктуры, – считает Саакян. – Надо, наконец, признать, что созданный рынок в электроэнергетике неэффективен».
В свою очередь, консультант компании «2К Аудит – Деловые консультации» Андрей Чернявский полагает, что правительство вряд ли признает реформу РАО «ЕЭС» неудачной. Да и развернуть ее обратно будет крайне проблематично. Так что появление единой энергетической компании по образцу расформированной РАО «ЕЭС» едва ли возможно. «Однако угол, под которым ставится вопрос, подразумевает глобальный контроль за отраслью со стороны государства, – продолжает аналитик. – В этих целях вполне может быть создана компания, которая будет жестко контролировать все операции, происходящие на рынке: объемы генерации, распределение, продажи, закупки. Например, компания станет посредником между генерирующими и распределительными предприятиями, через нее будут проходить все операции по закупке энергии, а значит, будет контроль и над объемами генерации. При этом наиболее оптимальным вариантом для отрасли будет развитие служб технического надзора».