АвтоВАЗу придется еще долго выбираться из кризиса.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Финансово-экономический кризис ударил по многим отраслям экономики, но больнее всего – по автомобильной промышленности. Между тем европейский автопром, не говоря о китайском, начал восстанавливаться, тогда как российский так и не может выкарабкаться из ямы. В январе–октябре производство автомобилей в России упало почти на 63%, а продажи – более чем наполовину по сравнению с прошлым годом. Виной всему, считают эксперты, запоздалые меры, предпринятые правительством для стимуляции производства и спроса.
«Производство автомобилей в России в январе–октябре текущего года упало по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 62,7% – до 581 150 машин, – сообщила в субботу компания «Автосельхозмаш-Холдинг». – Из указанного количества в январе–сентябре в России были выпущены 70 416 грузовых автомобилей (237 463 машины годом ранее) и 484 821 легковой автомобиль (1,264 млн. машин годом ранее)». В том числе, как отмечают специалисты компании, в январе–сентябре в стране было собрано 5220 грузовых иномарок против 14 532 машин годом раньше и чуть более 230 тыс. легковых иномарок против 515,6 тыс. годом раньше.
Ранее комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса обнародовал свои данные, согласно которым снижение продаж в октябре составило 52% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Российских данных по ноябрю пока нет, но показатели, достигнутые в других странах, разительно отличаются от провала отечественного автопрома.
Так, продажи новых автомобилей в Великобритании достигли в ноябре рекордного в этом году показателя роста – они увеличились на 58% по сравнению с прошлым годом. Как отмечает ИТАР-ТАСС, это стало следствием удачной реализации правительственной программы субсидирования покупок новых автомобилей. В минувшем месяце, по данным британского Общества автопроизводителей и продавцов, в стране продано более 158 тыс. новых автомобилей. Пятая часть из них – по правительственной схеме утилизации старых машин.
Согласно данным агентства «Автостат», продажи новых автомобилей во Франции выросли в ноябре на 48,5%. Испанский рынок увеличился на 37,3%. В Китае, где за первые девять месяцев года продажи в целом выросли на 34%, – рост продаж вырос до 9,66 млн. единиц.
Эксперты считают, что меры, которые принимают российские власти для спасения отечественного автопрома, запаздывают, а потому и неэффективны. «Взять полуэффективные меры по кредитам, которые начали работать только после того, как размер этих самых кредитов было разрешено увеличить до 600 тысяч. Но в условиях кризиса кредит берет не каждый, отсюда и неэффективность такого рода стимула, – отмечает исполнительный директор «Объединения автопроизводителей в России» Игорь Коровкин. – Меры по утилизации и покупке новых автомобилей, которые сыграли главную роль в Европе, у нас будут введены только в будущем году – в лучшем случае с марта. Так что запаздываем».
Впрочем, как отмечает аналитик, показатели развивающихся стран необходимо сравнивать с учетом потенциального спроса. «У нас почти 300 автомобилей на тысячу жителей, тогда как в Китае – 10, в Индии еще меньше, в Бразилии – 100 с небольшим, то есть у них незаполненный внутренний рынок и есть куда расти, – предупреждает Коровкин. – У нас рынок обеспечивался за счет вазовских машин, как бы мы их ни критиковали».
Гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян отмечает тот факт, что начальные условия России и Европы несопоставимы. «Тем не менее меры, которые были реализованы в России, правильные, – считает он. – Проблема в том, что стимулирование потребления у нас так и не было реализовано. Деньги надо было отдавать потребителям, стимулируя спрос».
Однако правительство предпочло отдавать деньги производителям, что, как считает Микаелян, не совсем верно. «В наших условиях подобная стимуляция производителя фактически идет на поддержку неэффективных производств, – считает аналитик. – Тогда как стимулирование потребителя целиком идет на вливание в саму отрасль. На самом деле в топку неэффективного управления мы бросаем все новые и новые деньги. Дали бы их потребителям – и ситуация была бы совершенно другой».
Однако статистика говорит еще и о том, что протекционистские меры властей скорее вредят, чем помогают отечественной экономике. Как заявила в пятницу, 4 декабря, Федеральная таможенная служба (ФТС), импорт легковых автомобилей в Россию за январь–октябрь упал в четыре раза – с 1,745 млн. до 433,7 тыс. за аналогичный период прошлого года. В денежном выражении импорт составил около 7 млрд. долл. по сравнению с 26,5 млрд. долл. годом ранее. По сути, бюджет потерял налогооблагаемую базу почти 20 млрд. долл., или около 580 млрд. руб. Сумма огромная, учитывая, что на поддержку АвтоВАЗа правительство потратило примерно 40–50 млрд. руб. Стоило ли так рьяно защищать своего производителя?