Российские унитазы пользуются растущим спросом в странах СНГ.
Фото Reuters
Кризис сократил более чем на 40% российский экспорт и существенно изменил его структуру. Из-за падения цен на сырье в 2009 году выросла доля экспорта готовой продукции. Такие данные содержатся в последнем отчете о внешней торговле Минэкономразвития. На фоне общего падения экспорта в России обнаружились и весьма экзотические «точки роста». Среди несырьевых товаров наиболее динамично растет экспорт унитазов, бутылок и дубовых досок.
Экспорт РФ в январе–октябре 2009 года сократился до 57,7% к тому же периоду прошлого года и составил всего 238,2 млрд. долл. Снижение цен на энергоресурсы уменьшило долю топливно-энергетических товаров (ТЭТ) в структуре экспорта. В январе–сентябре суммарная стоимость экспорта ТЭТ упала по сравнению с январем–сентябрем прошлого года на 46,9%.
При этом доля ТЭТ в структуре экспорта за год снизилась с 69,7 до 66,3%. Сократилась и доля экспорта металлов – с 12 до 11,6%. Соответственно выросла доля машин, оборудования и транспортных средств – с 4,5 за три квартала прошлого года до 5,6% за январь–сентябрь 2009 года.
О необычных тенденциях в динамике экспорта сообщила в своем отчете аналитическая компания «ВладВнешСервис», которая выявила несколько товаров, экспорт которых не сокращается, а уверенно растет. В десятку активно растущих товарных позиций российского экспорта попали сжиженный газ; раковины, умывальники и аналогичные санитарно-технические изделия из фарфора; масла, другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; удобрения, содержащие азот, фосфор и калий; оси к железнодорожным локомотивам или вагонам; лесоматериалы из дуба, древесина топливная в виде бревен. По словам гендиректора компании Жанны Мартыновой, растет также экспорт стекла и изделий из него.
Бурный рост экспорта сжиженного газа объясняется просто – в этом году начал поставки построенный компаниями Shell, Mitsui и Mitsubishi новый завод по сжижению газа на Сахалине. Устойчиво растущий экспорт унитазов, раковин и бутылок кажется более необычным. Оказывается, спрос на российские бутылки в странах-импортерах – Казахстане, Украине, Азербайджане и Киргизии не сокращается даже в период кризиса. Основные объемы экспорта российской бутылки приходятся на Казахстан и Украину – 53% и 24% всего экспорта соответственно. Поставки в Азербайджан и Киргизию составляют в сумме более 16%. По данным статистики, бутылки из бесцветного стекла емкостью до 0,33 л пользуются высоким спросом в других странах. Успешными экспортерами бутылок стали новосибирская компания «ТК Стеклотара», «Салаватстекло» и «Астраханьстекло».
Точно так же кризис не подорвал спрос в странах-импортерах на российскую сантехнику. Более того, покупатели из стран СНГ готовы больше импортировать раковины, умывальники и аналогичные санитарно-технические изделия из фарфора, которые производятся в основном на предприятиях Сызрани, Чебоксар и Екатеринбурга.
Как пояснила «НГ» московский представитель чебоксарского предприятия «Сантек» Анна Гуро, качество выпускаемых сантехнических товаров соответствует мировому уровню и они пользуются устойчивым спросом в Белоруссии, Казахстане и Украине. Кроме того, чебоксарское предприятие имеет экспортный контракт с Великобританией, куда поставляется сантехника оригинального дизайна.
Впрочем, независимые эксперты скептически относятся к росту несырьевого экспорта. По их мнению, говорить об ослаблении сырьевой зависимости России еще слишком рано. Тем более что почти все «точки роста» так или иначе связаны с традиционными экспортными товарами России: лес, энергоносители, металл, удобрения. Те же товары, которые в этом списке кажутся экзотичными – раковины, умывальники, оси к железнодорожным локомотивам, бутылки, – это исключения из правил, которые носят лишь временный характер. «Кардинальных изменений в динамике российского экспорта за последний квартал не было. Объемы экспорта в целом, на фоне восстанавливающейся мировой экономики, растут. Что касается «точек роста», то в ведущую десятку в основном входят традиционные экспортные товары: энергоносители, металлопрокат, удобрения, лес, а также сельскохозяйственная продукция», – отмечает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева. И тот факт, что в этот список попали нетрадиционные для российского экспорта товары, является скорее исключением, обусловленным одномоментной ситуацией на рынке. «Учитывая денежный объем экспорта этих товаров, говорить о кардинальных изменениях в российском экспорте нельзя. Доля продукции машиностроения (оси к железнодорожным локомотивам) и сантехники в экспорте ТОП-10 составляет менее 1% в денежном выражении», – резюмирует Воробьева.
«Рост несырьевого экспорта зафиксирован, однако этот факт нельзя пока расценивать как тенденцию к замещению сырьевой составляющей на экспорт более технологичной продукции», – заключает глава департамента налогового и финансового консалтинга компании «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. Перед нами скорее частные случаи, «которые связаны с некоторым изменением порядка таможенного регулирования отдельных видов экспортируемой продукции». Так, в конце прошлого года были резко повышены вывозные пошлины на необработанную древесину, поэтому экспортеры стали ее вывозить уже в стадии первичной обработки.
Не видят эксперты в России и значимых признаков роста импортозамещения. «Серьезных признаков импортозамещения в России пока нет. Теоретически произойти оно могло в продовольствии, фармацевтике, производстве некоторых полуфабрикатов для обрабатывающих производств, – описывает ситуацию гендиректор «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян. – На основании квартальных данных делать выводы не стоит. Период девальвации рубля частично помог отечественному производителю, сделав его товары более конкурентоспособными. Однако если внимательно посмотреть на быстрорастущие статьи экспорта, то станет ясно, что это в основном наши традиционные экспортные товары – лес, металл и удобрения».