Работа обитателей Белого дома вызывает все больший скепсис у россиян.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Осень подорвала доверие граждан к антикризисным усилиям правительства. В сентябре надежды на правительство питал каждый третий россиянин. В ноябре таковых осталось 26%. Такие данные о потере доверия к властям опубликовал вчера Левада-Центр. Рост разочарования в способностях министров не смогли остановить ни нулевая инфляция, ни укрепление рубля, ни рост цен на нефть. Независимые аналитики считают, что результаты опросов точнее отражают реальное социально-экономическое положение в стране, чем официальная макроэкономическая статистика.
Ноябрьский опрос Левада-Центра показал, что россияне с каждым месяцем все меньше верят в способность правительства улучшить экономическое положение страны. Уверенность в том, что благодаря антикризисным действиям правительства экономическое положение России изменится в лучшую сторону, в ноябре высказали 26% респондентов. В сентябре же на это надеялись 33%, а в октябре – 31%.
Очевидной стала и тенденция к увеличению числа пессимистов. По данным опроса, 36% россиян считают, что правительство в ближайшее время не сможет улучшить ситуацию. В сентябре–октябре уверены в бессилии правительства были только 28%. Неопределенный ответ о возможностях правительства в ноябре дали 33% респондентов. Месяц назад таковых было 37%. Тем не менее в ноябре, по данным Левада-Центра, ровно половина россиян (50%) заявили, что поддерживают и одобряют деятельность правительства, хотя почти столько же (48%) работой министров недовольны.
Парадокс в том, что быстрый рост недоверия происходит на фоне официальных заявлений о выходе российской экономики из рецессии. Официальная статистика рапортует о практически нулевой инфляции. Минздравсоцразвития отчитывалось о сокращении официальной безработицы. Стабильность рубля воочию может наблюдать каждый россиянин. Тем не менее верят в возможности правительства все меньше и меньше.
Эксперты объясняют этот парадокс тем, что официальная статистика очень сильно отличается от реального положения дел в стране. «Если говорить об официально зарегистрированной безработице, то надо понимать, что она составляет от общего числа неработающих всего лишь четверть. Другими словами, большая часть безработицы находится вне зоны наблюдения и что с этими людьми происходит, мы не знаем. Из 70 миллионов занятых граждан ситуация с зарплатой фиксируется всего лишь для 37 миллионов. Получается, что о доходах половины работающих есть только гипотезы, которые закладываются в расчетах Росстата. Но что происходит на самом деле – социологи и экономисты достоверно не знают», – сообщает директор научных программ «Независимого института социальной политики» (НИСП) Лилия Овчарова. При таких масштабах ненаблюдаемых элементов говорить о реальном положении дел в стране довольно сложно. Как отмечает Овчарова, исследования НИСПа говорят о том, что в этих ненаблюдаемых секторах общества идут негативные процессы. Поэтому падение доверия к антикризисным усилиям правительства вполне закономерно.
«Действия властей в плане укрепления рубля, поддержки банковской системы, уменьшения дефицита бюджета простого обывателя волнуют намного меньше, чем действия властей по сокращению безработицы, сохранению зарплат, увеличению пенсий и социальных пособий. Многие граждане даже не знают о содержании плана антикризисных мер, зато продолжающиеся невыплаты зарплат, увольнения, снижение уровня жизни населения говорят сами за себя», – считает вице-президент по управлению персоналом «Суммы Капитал» Юлия Анохина. «Уровень жизни среднестатистического гражданина на самом деле продолжает снижаться. А потому и потребительские настроения пребывают в районе нуля. Причем эта картина характерна не только для России. Примерно то же происходит сейчас и в США», – рассказывает замначальника аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексей Павлов. «Люди понимают, что стало чуть хуже, что их доходы уменьшились. Но, если бы они видели надежду на лучшее, оптимизма в опросах было бы гораздо больше», – отмечает гендиректор «ФинЭкспертизы Консалтинг» Дмитрий Шустерняк.
Второе объяснение парадокса растущего недоверия – это запаздывающая реакция населения на последствия кризиса. «Доверие людей к правительству падает не в момент, когда хуже всего, а тогда, когда жить становится чуть легче. Эту закономерность выявил еще в XIX веке Алексис де Токвиль. Вероятно, противоречие между оптимистичной статистикой и пессимистичными оценками говорит, что мы начали выкарабкиваться из кризиса», – надеется гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров.
В начале года люди массово теряли работу, но они отложили решение своих проблем до сентября в надежде, что осенью смогут найти равноценное рабочее место. «Но в сентябре антикризисная программа предложила людям стать зарегистрированными безработными или пойти работать за 5 тысяч рублей – и это при самом оптимистичном варианте», – объясняет Овчарова.
Третье объяснение роста негативного отношения к правительству – неоправдавшиеся надежды на скорый выход из кризиса. «Еще полгода назад многие прогнозировали на осень начало активного роста экономики», – напоминает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева. Однако вместо бурного оживления граждане увидели стагнацию.
Несмотря на то что около 50% респондентов поддерживают и одобряют работу правительства, наметилась очевидная тенденция к снижению такого одобрения. «Рейтинг правительства продолжил снижение. Это отражает представление, что кризис-то продолжается, а правительство с ним не справляется», – объясняет научный сотрудник Левада-Центра Денис Волков. Он напоминает, что отношение россиян к правительству всегда было настороженным. Правительство и люди, которые окружают Путина, всегда оценивались ими словами «коррумпированные», «нечестные», «предатели», думающие не о благе народа, а о своей выгоде.