Глава Минфина Алексей Кудрин надеется, что нефть позволит бюджету свести концы с концами.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Экономика страны прошла период наибольшего падения и понемногу начинает восстанавливаться. В результате, как заявил вчера первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев, ЦБ фактически начал сворачивать антикризисные меры по поддержке банковского сектора. В свою очередь, руководство Минфина полагает, что на решение проблем потребуется еще один-два года. Мнения экспертов разделились – одна часть соглашается с оптимистичными прогнозами, тогда как другая полагает, что двух лет для выхода из кризиса, который еще не закончился, наверняка не хватит.
«Центробанк фактически начал свертывание антикризисных мер поддержки банковского сектора, – заявил вчера Улюкаев. – Валовой кредит с начала года сократился десятикратно – с 4 триллионов до 400 миллиардов рублей». Низшая точка падения российской экономики, по его словам, уже пройдена в мае – начале июня текущего года. В свою очередь, выступая на Финансовом форуме, организованном газетой «Ведомости», вице-премьер и глава Минфина Алексей Кудрин отметил, что пузырь проблем, накопленных в экономике до кризиса, будет рассасываться в течение ближайшего времени. «Процесс еще не завершен – один-два года мы будем иметь преодоление последствий кризиса», – отметил он. Но это при условии, что мировые цены на нефть останутся стабильными. Уровень, на который ориентируется Минфин и заложенный на ближайшие годы в бюджете – 58–60 долл. за баррель – «абсолютно обоснован и разумен», полагает Кудрин. Хотя есть и риски, связанные с неустойчивостью спроса на нефть: развитые державы берут курс на энергозамещение, а фактор спроса в развивающихся странах – например в КНР – может оказаться слабым из-за наметившегося перегрева китайской экономики.
Между тем, несмотря на заверения властей, представители банковского сообщества проявляют осторожность в своих оценках ближайших перспектив. Проблема просроченных кредитов в банковском секторе в ближайшее время не станет менее острой, и для того, чтобы развиваться, а не выживать, частным банкам нужны огромные вливания в капитал, заявил президент Альфа-банка Петр Авен. «В ближайшие 12 месяцев предприятия должны вернуть банкам около 200 миллиардов долларов. Минимум 40% этой суммы не покрывается прибылью, – предупредил он. – Это не будет трагедией для банковского сектора, но остро ставит вопрос о его развитии. Чтобы банки росли, им нужен капитал». Банкир в очередной раз призвал государство принять участие в докапитализации частных кредитных организаций. «По моим представлениям, чтобы система заработала более или менее, нужно 2,5–2,7% ВВП, то есть 35–40 миллиардов долларов минимум», – отметил Авен.
Впрочем, этот призыв Кудрин воспринял скептически, поинтересовавшись, почему банкирам недостаточно имеющихся на рынке ресурсов и почему им нужны госденьги «на льготных условиях и навсегда».
Комментируя последние заявления финансовых властей, эксперты разделились в своих оценках. «Я не понимаю, о чем идет речь. Если говорить о росте, то даже заявленные на 2010 год показатели увеличения ВВП на 1,6% не будут выполнены, – считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – То есть никакого роста в будущем году не будет. И как в таких условиях ждать выхода из кризиса через 1–2 года – тоже непонятно».
В то же время замглавы аналитического отдела «Арбат Капитала» Алексей Павлов полагает, что прогноз Кудрина вполне осуществим при условии, что «ничего экстраординарного не случится на Западе и нынешняя ситуация серьезно не изменится». «Выйти по объему ВВП на докризисный уровень через 2–3 года вполне реально», – считает он. «С момента начала кризиса системного «лечения» российской экономики проведено не было, поэтому я согласен с мнением Кудрина – на нормальное восстановление потребуется как минимум год-два», – согласен первый вице-президент – исполнительный директор компании «Сумма Капитал» Марат Шайдаев.
Предложение банкиров о докапитализации эксперты дружно отвергают. Такая идея изначально порочна, уверен Николаев, предполагая, что новую порцию госпомощи банки скорее всего снова направят на валютный рынок.