Транспортный налог упрячут в шланги на заправках.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
В ходе дискуссии вокруг повышения транспортного налога в последнее время несколько раз прозвучала мысль о необходимости сделать его более справедливым. То есть максимум брать с тех, кто использует автотранспорт более активно. А кто ездит мало, тот и платить должен меньше. Например, от думской фракции ЛДПР прозвучала идея заложить налоговые отчисления государству в цену бензина. По данным «НГ», это предложение, сначала вроде бы и не одобренное властью, на самом деле сейчас принялись изучать всерьез.
Когда законопроект об изменении Налогового кодекса, где и прописывалось увеличение в два раза базовых ставок транспортного налога, принимался Госдумой в первом чтении, именно либерал-демократы выступили с инициативой поменять механизм его взимания. Первый зампред фракции ЛДПР Максим Рохмистров предложил: пусть этот налог будет содержаться в розничной цене бензина и солярки. По предварительным расчетам, к нынешним ценам на бензин это добавит чуть более 50 коп. То есть такая прибавка может оказаться меньшей, чем тот или иной скачок внутрироссийских топливных цен якобы в результате колебания мировых. А на самом деле, как видно из практики Федеральной антимонопольной службы, вследствие элементарного сговора продавцов бензина. Рохмистров, кстати, прямо на заседании ГД привел данные, что 67% всего объема транспортного налога ложится на физических лиц, а вовсе не на юридических, занимающихся перевозками. И, чтобы заранее отбить аргументы о трудном взимании такого налога через автозаправочные станции, либерал-демократ напомнил: продажа топлива идет через кассовые аппараты, которые регулярно контролируются налоговой службой. Так что, по его мнению, ни о каких трудностях в налоговой администрировании говорить не приходится.
Рохмистров пообещал, что его фракция скоро предложит соответствующий законопроект. Однако пока ЛДПР ничего подобного в Госдуму не внесла. Хотя на прошлой неделе идею «бензинового» налога поддержали коммунисты. В прошедшую пятницу, когда думское большинство принимало вроде бы существенно измененную версию транспортного налога, КПРФ заявила о том, что несправедливость его сохраняется, а повышение его все равно неизбежно. Более того, по данным «НГ», если на 2010 год транспортный налог по-прежнему будет зависеть от мощности автомобильного двигателя, то для 2011 года, возможно, будет придумана как раз схема включения его в цену бензина и дизтоплива. Во всяком случае, сообщили «НГ» источники в «Единой России», комитет ГД по транспорту, который возглавляет единоросс Сергей Шишкарев, соответствующие подходы уже прорабатывает. Правда, указал тот же источник, Минфин пока категорически против данного варианта. Налоговикам проще разослать десятки миллионов квитанций и отчитаться на бумаге о проделанной работе, чем гоняться по российским городам и весям за реальными, пусть и копеечными, деньгами. Да и сами депутаты пока сомневаются, стоит ли спешить с изменениями налогового механизма. Например, депутат из ЛДПР Сергей Иванов в беседе с корреспондентом «НГ» отметил, что к хорошей в принципе идее есть много вопросов чисто практического плана. Например, как устанавливать льготы для ветеранов и социально незащищенных. «Можно, конечно, потом возвращать им уплаченные в виде налога деньги, но наши граждане слабо верят в то, что у государства можно что-то забрать обратно».
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин объяснил, что причина новшества в том, что «в реальном режиме сократилось более чем на 30% предоставление трансфертов региональным бюджетам. Соответственно у регионов не хватает денег, и они будут искать их везде, где можно. Одна из таких возможностей – транспортный налог. Если раньше можно было ставку повышать в 5 раз, то теперь регионам можно ее повысить в 10 раз. Раньше ставку повышали вдвое, а регионам давали право понижать ее в 10 раз. Теперь – то же самое. В общем, это возможность для регионов оставить в том же самом диапазоне, что и было. И они этим, конечно, воспользуются».
Богатые регионы, говорит эксперт, без этого обойдутся, «у них есть другие источники доходов»: «Они бизнес потрясут. А бедные регионы, им деваться некуда, они будут людей трясти. Это типичное единороссовское двуличие».
К предложению ЛДПР Делягин относится положительно: «Оно высказывается безумное количество лет. Потому что транспортный налог платится с мощности безотносительно того, использует человек машину или нет. Допустим, у меня машина сломанная, а я все равно плачу. Мне бензин не по карману, а я все равно плачу. Я машину продал по доверенности, но все равно плачу... Наша задача не в том, чтобы люди пользовались более плохими, более слабыми машинами. А в том, чтобы они меньше потребляли бензина. И тогда увеличить акцизный бензин на величину транспортного налога, например, – это святое дело».