0
2255
Газета Экономика Интернет-версия

23.11.2009 00:00:00

Польша хотела бы зарыть Nord Stream поглубже

Тэги: газопровод, северный поток, польша


газопровод, северный поток, польша С таким лоббистом, как экс-канцлер ФРГ, а ныне глава совета акционеров Nord Stream AG Герхард Шредер, проекту не страшны никакие претензии.
Фото Reuters

Окончательное одобрение проекта строительства газопровода Nord Stream, достигнутое в начале ноября, не застраховало проект от придирок стран, недовольных идеей его реализации. И прежде всего Польши, представители которой требуют заглубить газопровод на два метра в дно Балтики. Иначе суда со сжиженным газом, который Варшава собирается закупать в Катаре, могут повредить трубу. Эксперты считают, что такие претензии выглядят сомнительно, хотя и имеют под собой рациональное основание.

«Мы имеем полное право выражать свою позицию, – заявил в субботу замминистра государственного казначейства Польши Миколай Будзановский, объясняя суть требований. – Кроме этого существует еще и морское право, которое не позволяет ограничивать доступ в порт. Наша позиция будет неизменна».

По его словам, с 2014 года, когда начнет работать газовый терминал по приему польских судов со сжиженным природным газом (СПГ) из Катара, в порт Свиноуйсьце будут заходить польские суда с сжиженным природным газом из Катара. Осадка этих судов составит 12,5 метра, и расстояние между днищем судна и трубой Nord Stream составит всего один метр. Такая дистанция, по мнению Будзановского, чревата повреждением газопровода. «Мы говорили уже об этом в ходе польско-немецких консультаций», – отметил польский чиновник. К тому же он отметил, что в Свиноуйсьце находится морская база НАТО, и газопровод может ограничить доступ судов к причалам этой базы.

Таким образом, предупреждения официальной Варшавы о том, что она не смирится с прокладкой газопровода, по которому российское топливо пойдет в Европу в обход Украины и Белоруссии, понемногу воплощаются в жизнь. Напомним, что 5 ноября формальное согласие от стран, по исключительной экономической зоне которых пройдет «Северный поток», – Дания, Финляндия и Швеция – было получено. Однако, как заявил на следующий день премьер-министр Польши Дональд Туск, «наша позиция не изменилась, и мы будем объяснять Европе то, что очевидно». «После начала функционирования этого газопровода значение и вес транзитных государств могут уменьшиться, – отметил Туск. – Невозможно, чтобы мы приняли такого рода начинание». Разумеется, что Варшаве куда более приятно было бы одобрить собственный проект Amber, который прошел бы из России по территории стран Балтии и Польши. Но поскольку этого уже не случится, остается вставлять палки в колеса «Северному потоку».

Впрочем, реакция на такого рода заявления с российской стороны была весьма сдержанной. Как пояснила в беседе с «НГ» представитель компании Nord Stream AG Наталья Воронцова, у компании – оператора проекта пока нет никакой официальной информации по поводу новых польских претензий. «Возможно, как только она появится, будут даны какие-то более подробные официальные комментарии, – отметила она. – Сейчас же можно отметить, что трасса газопровода в польские воды вообще не заходит». По ее словам, зарываться труба будет только при выходе на берег, а также, может быть, в тех некоторых местах, где наблюдается неровный рельеф дна. «Но вообще-то трасса газопровода Nord Stream избегает международных навигационных трасс», – пояснила Воронцова.

Опрошенные «НГ» эксперты не сомневаются в том, что Польша, или остальные страны, оказавшиеся за бортом проекта Nord Stream, и в будущем будут мешать его строительству.

«Поляки еще долго не успокоятся, несмотря на то что их очередные претензии кажутся немного странными, – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Хотя какой-то смысл в том, о чем заявил Будзановский, все-таки может быть». Во-первых, терминал для сжиженного природного газа в Свиноуйсьце действительно будет создаваться, отмечает Крутихин. В ближайшее время поляки фактически приступят к строительству, и там дело, что называется, на мази. Второй такой же терминал будет, по всей видимости, построен в районе Гданьска – по крайней мере об этом польские власти уже ведут переговоры с южнокорейскими компаниями. «Поэтому вопрос может оказаться не таким простым, как это кажется на первый взгляд, – предупреждает аналитик. – Дело в том, что тяжелые танкеры-газовозы будут проходить не только в польских водах, но и на других участках Балтики, по международным путям. И на каких-то отрезках, наверное, будут пересекать трассу «Северного потока», пусть даже и не в польских водах». Однако сомнения в обоснованности претензий у экспертов остаются, так что, может быть, поляки суетятся напрасно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1591
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3514
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2581
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2091

Другие новости