С таким лоббистом, как экс-канцлер ФРГ, а ныне глава совета акционеров Nord Stream AG Герхард Шредер, проекту не страшны никакие претензии.
Фото Reuters
Окончательное одобрение проекта строительства газопровода Nord Stream, достигнутое в начале ноября, не застраховало проект от придирок стран, недовольных идеей его реализации. И прежде всего Польши, представители которой требуют заглубить газопровод на два метра в дно Балтики. Иначе суда со сжиженным газом, который Варшава собирается закупать в Катаре, могут повредить трубу. Эксперты считают, что такие претензии выглядят сомнительно, хотя и имеют под собой рациональное основание.
«Мы имеем полное право выражать свою позицию, – заявил в субботу замминистра государственного казначейства Польши Миколай Будзановский, объясняя суть требований. – Кроме этого существует еще и морское право, которое не позволяет ограничивать доступ в порт. Наша позиция будет неизменна».
По его словам, с 2014 года, когда начнет работать газовый терминал по приему польских судов со сжиженным природным газом (СПГ) из Катара, в порт Свиноуйсьце будут заходить польские суда с сжиженным природным газом из Катара. Осадка этих судов составит 12,5 метра, и расстояние между днищем судна и трубой Nord Stream составит всего один метр. Такая дистанция, по мнению Будзановского, чревата повреждением газопровода. «Мы говорили уже об этом в ходе польско-немецких консультаций», – отметил польский чиновник. К тому же он отметил, что в Свиноуйсьце находится морская база НАТО, и газопровод может ограничить доступ судов к причалам этой базы.
Таким образом, предупреждения официальной Варшавы о том, что она не смирится с прокладкой газопровода, по которому российское топливо пойдет в Европу в обход Украины и Белоруссии, понемногу воплощаются в жизнь. Напомним, что 5 ноября формальное согласие от стран, по исключительной экономической зоне которых пройдет «Северный поток», – Дания, Финляндия и Швеция – было получено. Однако, как заявил на следующий день премьер-министр Польши Дональд Туск, «наша позиция не изменилась, и мы будем объяснять Европе то, что очевидно». «После начала функционирования этого газопровода значение и вес транзитных государств могут уменьшиться, – отметил Туск. – Невозможно, чтобы мы приняли такого рода начинание». Разумеется, что Варшаве куда более приятно было бы одобрить собственный проект Amber, который прошел бы из России по территории стран Балтии и Польши. Но поскольку этого уже не случится, остается вставлять палки в колеса «Северному потоку».
Впрочем, реакция на такого рода заявления с российской стороны была весьма сдержанной. Как пояснила в беседе с «НГ» представитель компании Nord Stream AG Наталья Воронцова, у компании – оператора проекта пока нет никакой официальной информации по поводу новых польских претензий. «Возможно, как только она появится, будут даны какие-то более подробные официальные комментарии, – отметила она. – Сейчас же можно отметить, что трасса газопровода в польские воды вообще не заходит». По ее словам, зарываться труба будет только при выходе на берег, а также, может быть, в тех некоторых местах, где наблюдается неровный рельеф дна. «Но вообще-то трасса газопровода Nord Stream избегает международных навигационных трасс», – пояснила Воронцова.
Опрошенные «НГ» эксперты не сомневаются в том, что Польша, или остальные страны, оказавшиеся за бортом проекта Nord Stream, и в будущем будут мешать его строительству.
«Поляки еще долго не успокоятся, несмотря на то что их очередные претензии кажутся немного странными, – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Хотя какой-то смысл в том, о чем заявил Будзановский, все-таки может быть». Во-первых, терминал для сжиженного природного газа в Свиноуйсьце действительно будет создаваться, отмечает Крутихин. В ближайшее время поляки фактически приступят к строительству, и там дело, что называется, на мази. Второй такой же терминал будет, по всей видимости, построен в районе Гданьска – по крайней мере об этом польские власти уже ведут переговоры с южнокорейскими компаниями. «Поэтому вопрос может оказаться не таким простым, как это кажется на первый взгляд, – предупреждает аналитик. – Дело в том, что тяжелые танкеры-газовозы будут проходить не только в польских водах, но и на других участках Балтики, по международным путям. И на каких-то отрезках, наверное, будут пересекать трассу «Северного потока», пусть даже и не в польских водах». Однако сомнения в обоснованности претензий у экспертов остаются, так что, может быть, поляки суетятся напрасно.