Далеко не все российские отцы могут претендовать на материнский капитал так же легко, как президент Чечни Рамзан Кадыров.
Фото с сайта Ramzan-kadyrov.ru
Справедливость процедуры выплаты материнского капитала вызывает жаркие споры и даже судебные иски со стороны родителей. Чиновники часто отказывают в выплате детям, родившимся во втором браке, близнецам или сиротам. По мнению экспертов, в законе о материнском капитале грубо нарушены статьи Конституции и нормы Семейного кодекса РФ, определяющие равные права родителей. В результате в России мужчины вынуждены в суде отстаивать право на материнский капитал.
На прошлой неделе Благовещенский суд удовлетворил иск Эдуарда Якименко к Пенсионному фонду России (ПФР) о выплате ему так называемого материнского капитала. Этому предшествовали трагические события – жена Якименко погибла в аварии, родив ему сына. Сотрудники ПФР мотивировали свой отказ тем, что погибшая жена родила только одного ребенка, а двое старших были ею усыновлены, и, следовательно, она не имела права на материнский капитал, как и отец детей. Согласно действующему законодательству при живой супруге на материнский капитал семья Якименко претендовать не могла. Но смерть супруги изменила ситуацию.
Чиновники ПФР заявляли, что чисто по-человечески отцу-одиночке, оставшемуся с тремя детьми, они готовы сочувствовать, но не более. «Права людей, желающих получить такой документ, в общем-то никто не оспаривает, но мы правоприменительная организация. Мы руководствуемся только законодательной нормой», – говорит начальник юридического отдела ПФР по Амурской области Владимир Золотухин.
Прокуратура неожиданно стала на сторону Якименко, посчитав, что в ПФР ему отказали незаконно. Если следовать духу и букве закона о материнском капитале, то действия чиновников правильны. Но в данном случае закон расходится с Конституцией, гарантирующей равенство прав мужчин и женщин. «Ситуация действительно не урегулирована законом. И мы исходили из общих принципов Конституции», – пояснила заместитель прокурора Благовещенска Галина Осипова.
Прокуратура исходила из того, что федеральным законом о поддержке семьи, Конституцией РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Причем гарантируется равное право мужчины и женщины на реализацию этих прав. Однако на деле равенство мужчин и женщин часто оказывается декларацией. В нынешнем виде закон о материнском капитале, в названии которого лишь в скобках прописано «семейный», как правило, не позволяет отцам воспользоваться этим правом. По данным «НГ», сегодня в России только президент Чечни Рамзан Кадыров, усыновивший приемных детей, официально оформил свои права на получение этих денег. Остальным мужчинам приходится, как и Якименко, искать правду в судебных инстанциях.
Согласно постановлению правительства от 30 декабря 2006 г. № 873, отец или усыновитель ребенка имеет право получить материнский капитал в случае смерти женщины, объявления ее умершей, а также лишения ее родительских прав. Причем мужчина не должен являться отчимом в отношении предыдущего ребенка, с рождением которого семья уже использовала право на материнский капитал. Кроме того, сертификат может получить мужчина, являющийся единственным усыновителем второго, третьего и последующих детей. Для этого он должен представить документы, подтверждающие смерть женщины, родившей (усыновившей) детей.
В случае с Якименко в полной мере проявилось несовершенство действующего законодательства, откровенно ущемляющего права мужской части населения России. Получается, что если бы третий ребенок в семье Якименко был не родной, а усыновленный, то отцу-одиночке после смерти супруги не было нужды судиться с ПФР. Чем не устраивает законодателей родной ребенок, совершенно непонятно. И таких неприятных нюансов в нормативно-правовом акте «зарыто» множество.
Согласно Конституции, у родителей вне зависимости от половой принадлежности равные права и обязанности по воспитанию и содержанию детей, однако мужчина, имеющий детей от первого брака, на которых не был оформлен сертификат на материнский капитал, не получает на него право при рождении ребенка в новой семье, тогда как для женщины это право наступает автоматически.
Закон о материнском капитале изначально преподносился как веский материальный стимул для женщины в пользу решения рожать второго или третьего ребенка. Но при этом почему-то совершенно упускается из виду, что решение о рождении ребенка принимается, как правило, коллегиально – на семейном совете. И мужчине, который уже имеет детей от первого брака и добросовестно платит алименты, участвует в воспитании своих старших детей, что сопряжено с известными расходами, тоже неплохо бы иметь стимул в виде семейного капитала. Думается, что если такое дело дошло бы до Европейского суда по правам человека, трепетно относящегося к соблюдению равных прав мужчин и женщин в современном обществе, то решение было бы вынесено скорее всего в пользу истца.
Жертвой несовершенства закона о материнском капитале становятся дети. Фото Арсения Несходимова (НГ-фото) |
Старший юрист юрфирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Варвара Кнутова напоминает, что как с точки зрения Конституции РФ, так и Семейного кодекса у каждого из родителей равные права и обязательства по отношению к детям. Действующая в законе о материнском капитале норма, с точки зрения эксперта, не безупречна. К тому же, считает Кнутова, отказывая по формальным признакам мужчине в получении сертификата на материнский капитал, закон является дискриминационным в том числе и по отношению к ребенку.
В свою очередь, депутат Госдумы Галина Хованская также убеждена, что следует думать и действовать прежде всего в интересах ребенка. В случае с Якименко законодатели фактически наказывают добросовестного отца и трех его детей, и ситуацию исправило лишь решение судьи. Для исключения таких ситуаций депутат предлагает устранить главное противоречие в определении капитала – убрать слово «материнский», оставив «семейный» или заменив на «родительский». Тогда мужчинам будет проще доказывать свои права.
В ПФР вчера «НГ» сообщили, что в ведомстве готовятся поправки в закон о материнском капитале. В частности, с их принятием должен быть решен вопрос с матерями, которые родили второго или третьего ребенка, но новорожденный умер в течение первых четырех дней – до получения свидетельства о рождении. Справки о смерти ребенка формально не являются основанием для получения сертификата на материнский капитал, пояснил чиновник. Узаконить свое право в этом случае женщина может только в суде. «С 2010 года, когда начнутся первые выплаты материнского капитала, проблем будет еще больше», – полагает наш собеседник, добавив, что это может сподвигнуть власти на внесение других изменений в закон. Хотелось бы верить, что законодатели позаботятся о равенстве мужчин и женщин.