Канцлер Австрии Вернер Файман обсуждает с премьером Владимиром Путиным варианты совместных энергетических проектов.
Фото Reuters/РИА Новости
Вчера российский премьер Владимир Путин провел переговоры с федеральным канцлером Австрийской Республики Вернером Файманом, прибывшим накануне в Москву с рабочим визитом. Стороны обсуждали перспективы развития двусторонних отношений в торгово-экономической сфере, транспорте и сфере инвестиций. Особое внимание было уделено реализации совместных энергетических проектов.
Владимир Путин и Вернер Файман вышли на итоговую пресс-конференцию с хорошим настроением. Каждый из них считал успешными только что завершившиеся переговоры по всему спектру двусторонних торгово-экономических отношений. Российский премьер сделал акцент на крупных совместных проектах, в продвижении которых заинтересована Россия. Прежде всего – строительство австрийского участка газопровода «Южный поток». «Новый маршрут имеет большое значение для европейских потребителей», – заявил Путин. Австрийский канцлер, помимо заверений в готовности участвовать в российском проекте, «переводил» железнодорожные стрелки, подчеркивая значимость для Австрии строительства РЖД ширококолейной железной дороги протяженностью 575 км от словацкого Кошице до Вены и создания логистического центра на Дунае. Для Москвы же принципиальное значение имеет позиция Вены по газопроводу «Южный поток».
Сегодня Австрия на 54% зависит от поставок природного газа из России. Такая ситуация с учетом высоких рисков, с которыми сопряжен транзит российского газа через Украину, не может устраивать Вену. Этим и определяется стремление австрийцев диверсифицировать поставки газа на свой рынок. Однако, решая эту задачу, Австрия пытается совместить несовместимое: параллельно реализовать сразу два проекта в газовой сфере, какими являются европейский Nabucco и российский «Южный поток». По мнению экспертов, эти проекты являются не только альтернативными, но и взаимоисключающими. Несмотря на прогнозируемый рост потребления газа в Евросоюзе, в объемах, которые будут поставляться по двум газопроводам, он не потребуется. Вчера Путин убеждал Файмана в полезности для Австрии именно российского проекта, призванного повысить энергобезопасность стран Евросоюза. Тезисы о Nabucco звучали в максимально политкорректной форме. Что наличие этого газопровода нисколько не ущемляет интересов Москвы, а, напротив, послужит дисциплинирующим фактором для «Газпрома».
Российский премьер и австрийский канцлер в затянувшихся переговорах в узком, а затем и в расширенном составах обсуждали проект межправительственного соглашения о начале строительства австрийского участка газопровода «Южный поток» и пришли к выводу о необходимости его скорейшего принятия.
Впрочем, эксперты считают, что в такой ситуации судьба проекта в большей степени зависит от договоренностей между компаниями, а не правительствами. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что за счет обмена активами «Газпром» сможет усилить свои позиции в австрийском газораспределительном узле. Кроме того, для российской компании представляет интерес возможность доступа к подземному хранилищу газа (ПХГ) в Австрии. «Это хранилище может быть конечной точкой «Южного потока», но для Австрии оно может стать и конечной точкой Nabucco», – подчеркнул Крутихин, добавив, что для Вены не имеет принципиального значения, из какого газопровода будет заполняться хранилище. При этом «Газпром», даже если и получит причитающийся ему пакет акций ПХГ, не превратится в монополиста, а значит, не сможет воспрепятствовать реализации проекта Nabucco.
Кроме того, Москва объявила о поддержке идеи продления нефтепровода «Дружба» от Братиславы до нефтеперерабатывающего завода под Веной.
Все последние переговоры с европейскими партнерами не проходят мимо надежности поставок газа. На итоговой пресс-конференции австрийский журналист задал Путину вопрос о том, есть ли новая угроза для европейских потребителей. Российский премьер указал на настоящий источник опасности – Украину. «Будут украинские партнеры платить за газ, поставляемый из России, – для Украины проблем не возникнет, – отметил Путин. – Не будут – Москва начнет сокращать поставки топлива на украинский рынок». И в этом случае, не исключил он, Украина начнет отбирать газ, предназначенный европейским потребителям. А тогда Россия будет вынуждена соразмерно сокращать поставки газа в ЕС.