Власти прописали населению новый лекарственный список.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Власти пытаются навести порядок в запущенной сфере лекарственного обеспечения с помощью списков важнейших препаратов, которые должны выпускаться на территории России. В прошлую пятницу глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова познакомила президента Дмитрия Медведева с новым вариантом списка жизненно важных и стратегических препаратов, который был сокращен более чем на полторы сотни наименований. Эксперты считают, что в самом сокращении перечня ничего страшного нет. Однако способность правительства реализовать амбициозные планы по импортозамещению в фармацевтике вызывает у них сомнение.
В перечне Минздравсоцразвития был выделен список из 51 стратегического препарата, не производящегося в России, но от наличия которого напрямую зависят показатели смертности от наиболее значимых заболеваний, сообщила Голикова президенту в минувшую пятницу. По ее словам, действующий в настоящее время перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств утвержден в 2007 году и, несмотря на необходимость ежегодного обновления, с тех пор не пересматривался. В нем содержится 658 международных непатентованных наименований (отдельных лекарственных веществ), продаваемых под тысячей торговых названий. Новый перечень сокращен до 488 лекарств, 165 из которых в России не производятся. Из этих 165 препаратов эксперты ведомства выбрали 51, который используется для лечения семи наиболее тяжелых заболеваний, требующих дорогостоящего лечения, а также острых сердечно-сосудистых состояний, инфекционных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции) и некоторых других социально значимых заболеваний.
Судя по всему, упор будет сделан на эти препараты, их производство предстоит со временем осилить отечественным предприятиям. Об этом напомнил и Медведев, отметив, что формирование перечня стратегически важных лекарственных средств, которые Россия должна производить самостоятельно, было определено как приоритетная задача в ходе работы комиссии по модернизации экономики.
Между тем эксперты заняли выжидательную позицию и не готовы выносить приговор правительственным инициативам. Как выяснил корреспондент «НГ», далеко не все специалисты-медики знакомы с изменениями списков лекарств, которые предлагает Минздравсоцразвития. Отсутствие информации и непрозрачная процедура обсуждения также являются частью проблемы – считает председатель комиссии по здравоохранению Общественной палаты РФ Леонид Рошаль. «Несмотря на то что списки лекарств составляли специалисты, до официального утверждения они должны быть непременно опубликованы, чтобы получить мнение более широкого круга экспертов и специалистов, – отмечает Рошаль. – Опыт прошлых лет, когда Минздравсоцразвития составлял перечень и не публиковал его, вызывал много нареканий. Чем больше будет круг специалистов и предложений – тем лучше. Сегодня я не могу определить, сколько в нем должно быть наименований – 600, 400, 300 или 1000. Надо подходить более взвешенно, чтобы вновь не получить бурю недовольства как пациентов, так и врачей». По мнению Рошаля, за рубежом решающее слово в определении таких перечней имеют специальные медицинские ассоциации. «Я надеюсь, что создаваемая в России Медицинская палата, в которую входят специалисты, будет помогать в том числе и Минздравсоцразвитию как в этом, так и в других вопросах», – отметил он.
Тот факт, что перечень был существенно сокращен, к негативным последствиям для населения не приведет, полагает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. «Сейчас лекарства становятся комплексными, так что часть из них можно заменять без всякого ущерба, – продолжает аналитик. – Хотя само по себе составление подобных списков и перечней, а также их обсуждение на столь высоком государственном уровне – это чисто российское изобретение». Более важный вопрос – способна ли отечественная промышленность выполнить возлагаемые на нее задачи, которые содержатся в опубликованной в конце октября «Стратегии развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года» (ФАРМА-2020). Ранее эксперты сомневались, что необходимые для ее реализации 6 млрд. долл. будут найдены (см. «НГ» от 29.10.09). «Из представленного списка, несмотря на заверения властей, наша фарминдустрия производит лишь 60–70 наименований лекарств, – считает Микаелян. – И то только теоретически, поскольку в действительности показатели еще более скромные». По его мнению, выполнение планов реально лишь в случае привлечения иностранных производителей и развития их производства на российской территории.