Странная ситуация складывается с изменениями в законодательстве в рамках «второго антимонопольного пакета» Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которые формально начали действовать с 30 октября. Всего за неделю до их вступления в силу президент России Дмитрий Медведев на встрече с российскими предпринимателями в Кремле поручил правительству и своей администрации не торопиться с введением новшеств.
«Необходимо посмотреть достаточность формулировок антимонопольного законодательства... проверить его, в том числе и на коррупционные элементы в широком смысле этого слова. В какой-то момент количество людей, которые начали активно возражать против его принятия, превысило все возможные пределы», – подчеркнул президент.
Действительно, активно лоббируемые ФАС «новшества», в том числе и поправки в статью 178 УК РФ «О защите конкуренции», предусматривающие уголовную ответственность для менеджмента компаний, вызывают самые серьезные опасения буквально с того момента, как были озвучены минувшим летом. Причем – что симптоматично – отнюдь не только в предпринимательской среде.
Так, еще 1 сентября с.г. на Международной конференции по конкуренции под эгидой БРИК первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов отмечал, что самыми опасными для конкурентной среды являются вовсе не картели и монопольные цены, а злоупотребления чиновников и преференции, которые они создают «своим» предприятиям. «Мы вышли на этап, когда воздействие государства в лице отдельных чиновников на экономику необходимо ограничивать. Нельзя свести всю политику поддержки конкуренции к антитрасту. Конкурентная политика должна перестать быть ограничительной – иначе мы не обеспечим рывок в экономике. Эта задача может быть решена только позитивными средствами – действиями на стороне бизнеса, а не против него», – подчеркнул первый вице-премьер.
В том же ключе в начале октября в процесс вынуждено было вмешаться ведомство Эльвиры Набиуллиной, став посредником между ФАС и крупным бизнесом. Как выяснилось в ходе обсуждений, у ФАС нет четкого ответа на вопросы, к кому и как планируется применять уголовные санкции, нет и исчерпывающей формулы «рыночной» и «монопольно высокой» цены, а риски нового законодательства запредельно высоки.
«Сейчас задача – максимально избежать ситуации, при которой ФАС превращается в ценового регулятора», – заявил в СМИ глава департамента развития конкуренции Минэкономразвития (МЭР) Александр Пироженко.
По мнению МЭР, в рамках программы по сокращению административных барьеров надо сократить количество сделок, которые необходимо согласовывать с ФАС, а также снизить требования к объему представляемой информации и документов в ФАС – дабы окончательно не удушить отечественный рынок, на котором действия антимонопольщиков становятся серьезным тормозом развития.
Разумеется, у ФАС своя точка зрения. Как утверждает глава правового управления ведомства Сергей Пузыревский, понятие монопольно высокой цены существует в законе с 1991 года, «это не новелла второго пакета», который якобы «предусматривает даже более либеральную практику, нежели существующая с 2006 года». Но здесь стоит отметить, что четкого определения монопольно высокой цены пока не существует не только в России, но и во всем мире. А права ФАС в области административного воздействия и возможности штрафовать бизнес с 2006 года выросли, без преувеличения, в разы. И если добавка к этим возможностям уголовного «кнута» – либерализация, то что тогда закручивание гаек?
Так что реплика Дмитрия Медведева стала логическим завершающим звеном в цепочке фактов, свидетельствующих: ФАС, похоже, явно перегибает палку. Такое впечатление, что антимонопольщики желают заполучить в свои руки полномочия нового силового суперведомства. И что за этим кроется – радение интересам государства или же иные, не столь возвышенные мотивы, – пока что не слишком понятно. Что, собственно, и не укрылось от внимания главы государства. «У нас пока, мягко говоря, не идеальная судебно-правовая система – и с точки зрения того, как она работает, и с точки зрения количества вовлеченных в принятие решений лиц. Уголовная санкция может превратиться в дубину, которой будут манипулировать конкуренты и в некоторых случаях недобросовестные чиновники для получения взяток или решения личных своекорыстных задач», – подчеркнул президент на встрече с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей.
Как теперь будут применяться антимонопольные нововведения и будут ли применяться вообще – мы, видимо, узнаем в самое ближайшее время.