Антикоррупционные планы президента Дмитрия Медведева проходят проверку на прочность не только в Москве, но и в регионах, где «местные инициативы» порой смахивают то ли на недопонимание мер власти в социальной сфере, то ли на их саботаж по корыстным мотивам. В последнее время можно говорить об опасном сращивании чиновников, от которых зависит своевременное получение пенсий наиболее социально уязвимыми слоями населения, с рядом банков. Финансовые учреждения можно понять: государственные деньги для многих стали спасательным кругом в дни кризиса. Почему же чиновники структур Пенсионного фонда РФ идут на подозрительные смычки с отдельными учреждениями банковского сектора, предстоит выяснить правоохранительным органам.
На днях в поле зрения прокуроров попала Саратовская область. Здесь прокуратура Балаковского района оспаривает в суде как незаконные действия местного управления Пенсионного фонда.
В последнее время в недрах этого учреждения родилось немало инициатив, которые иначе как, мягко говоря, антисоциальными назвать трудно. К примеру, бурю возмущения летом вызвало его намерение сократить категорию граждан, которым пенсию доставляют на дом. Удивительно, что такое «изобретение», чуть было не дестабилизировавшее обстановку и вызвавшее массовые протесты пенсионеров, родилось в чьих-то умах в дни, когда власть настойчиво и целеустремленно твердит о необходимости улучшения обслуживания тех, кто нуждается в социальной помощи.
В Саратовской области удар пенсионные чиновники нанесли уже по родителям детей-инвалидов. Мало того, что пенсионные чинуши решили забюрократить процедуру получения родителями пенсий по инвалидности, обязав их оформлять в районной администрации разрешения на расходование этих денег. Большое подозрение прокуратуры вызвал также пункт в уведомлениях, разосланных ПФ, о том, что отменяются существовавшие ранее пути получения денег на пластиковую карту или по почте, а взамен навязан лишь единственный вариант – открытие на ребенка-инвалида лицевого счета в Сбербанке.
Привязка детских пенсий и пособий к конкретному банку в Саратовской области заставляет вспомнить и другие недавние истории, когда пенсионные руководители, по меткому выражению премьера Владимира Путина, «сливались в экстазе» с тем или иным банком.
Так, почти миллиард пенсионных денег бесследно исчез в Екатеринбурге, где местное отделение Пенсионного фонда находилось в странной дружбе с банком-банкротом. В Московской области в ряде районов доставку пенсионных сумм доверяют, тоже из какой-то странной любви, некоему банку «Крыловский» с уставным капиталом, не гарантирующим возврат денег. Таких примеров не один и не два┘ Трудно объяснить эти «тандемы» районных и областных руководителей ПФ с банками чем-то иным, кроме как заинтересованностью коррупционного свойства.
Что касается ситуации в Балаковском районе, в привилегированной ситуации оказалось лишь местное отделение Сбербанка, которое будет иметь «фору» в прокручивании средств, вовремя не полученных родителями детей-инвалидов. Балаковская прокуратура назвала все эти изобретения незаконными действиями, ибо никаких дополнительных согласований для получения пенсий на детей-инвалидов их родителями закон не предусматривает.
Остается лишь один вопрос: какое наказание понесут чиновники ПФР? Президент, премьер-министр неустанно твердят, что, несмотря на кризис, социальные обязательства государства будут выполняться. По обеспечению гарантий все необходимые меры принимает Минфин. Так почему же в Пенсионном фонде чиновники гребут в другую сторону? Какие еще меры нужны, чтобы они не вставляли палки в колеса ради своего «сливания в экстазе» с банками?