Этот российский лес так и не дождался высокотехнологичной переработки.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера премьер Владимир Путин, выступая на третьем российско-финском Лесном саммите в Санкт-Петербурге, официально подтвердил решение отложить на один год введение заградительных пошлин на экспорт необработанной древесины. Присутствовавший в зале финский премьер Матти Ванханен особых эмоций при этих словах не выказал. Между тем он вправе был записать на свой счет успех в лоббировании интересов лесной отрасли Суоми. По мнению независимых экспертов, статус сырьевого придатка за нашей страной сохранится минимум до 2015 года. Раньше этого срока в России физически невозможно реализовать инвестпроекты по созданию предприятий глубокой переработки леса.
«Правительство России уже принимало решение о переносе срока очередного повышения пошлины на «круглый» лес. Речь идет практически о запретительных пошлинах. Сегодня могу сказать, что этот мораторий будет продлен и на следующий год», – заявил Владимир Путин с трибуны российско-финского Лесного саммита. Для Москвы и Хельсинки вопросы экспорта леса и строительства газопровода Nord Stream давно стали предметом торга. Россия, заинтересованная в создании на своей территории полноценной лесоперерабатывающей промышленности, с 2005 года угрожает соседям введением запредельно высоких вывозных пошлин на экспорт леса-кругляка. В свою очередь, финские власти, что называется, держат российских партнеров на крючке, затягивая рассмотрение заявки на прокладку газопровода через экономическую зону Финляндии в Балтийском море.
Стоит напомнить, что за последние два года вывозные пошлины на лес повышались дважды. В июле 2007 года с 4 до 10 евро за 1 куб. м, с апреля 2008 года – до 15 евро за 1 куб. м. Окончательно прекратить экспорт необработанной древесины предполагалось с 1 января 2009 года, после введения заградительной экспортной пошлины на уровне 50 евро за 1 куб. м. Однако кризис подкорректировал амбициозные планы и заставил смягчить тональность на переговорах по этому вопросу. В ноябре прошлого года Путин договорился с Ванханеном отложить на один год повышение пошлин. Обставлено это было как забота о финских партнерах. В случае прекращения экспорта леса из России финскому лесному комплексу грозит крах. Только финские производители бумаги закупают в России более 10 млн. куб. м леса в год, и новые тарифы будут стоить им больше 500 млн. евро.
В свою очередь, финская сторона обещала, хотя и не гарантировала, положительное решение вопроса о прокладке в своей экономической зоне газопровода Nord Stream. Впрочем, за год особого прогресса относительно российского газопровода в Хельсинки не отмечено. Проект, без положительного заключения финской стороны, формально все еще остается в подвешенном состоянии, несмотря на подключение к нему все новых стран ЕС.
Затяжные бюрократические процедуры, со ссылкой на необходимость исключить экологические угрозы, сопряженные с проектом, не случайны. Эксперты считают, что финны сознательно идут на это, чтобы иметь рычаг давления на российские власти. «Здесь налицо элемент торга. Это происходит сплошь и рядом, когда экономика переплетается с элементами политики», – говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Взаимная зависимость партнеров друг от друга принуждает их к поиску компромисса, отметил эксперт.
Однако в готовности правительства РФ уступать просьбам финской стороны и не вводить заградительных пошлин, присутствует и внутриэкономическая подоплека, о которой Москва не желает признаться открыто. Первые декларации о необходимости создания на своей территории современной лесоперерабатывающей отрасли прозвучали еще в 2005 году. Но с тех пор реальных шагов в этом направлении, кроме повышения вывозных пошлин на кругляк, сделано не было.
По сравнению с восемью месяцами 2008 года за аналогичный период текущего года без всяких заградительных пошлин на 43,7% снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов. Федеральный и региональные бюджеты недосчитались в общей сложности нескольких миллиардов долларов. Надежды на привлечение иностранных инвесторов, которые бы пришли в Россию не только с деньгами, но и с современными технологиями, пока не оправдываются.
Минпромторг РФ одобрил и включил в перечень приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов 75 проектов с объемом инвестиций 429,7 млрд. рублей. К началу октября 2009 года были введены в эксплуатацию всего восемь объектов с объемом инвестиций 16,3 млрд. рублей. Еще семь проектов находятся в завершающей стадии реализации. Вместе с тем экономический кризис отрицательно повлиял на активность инвесторов. Так, финские компании реализуют один инвестпроект из 75 – «Создание лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств в поселке Шексна Вологодской области».
Эксперты лесной отрасли предупреждают, что строительство новых предприятий по глубокой переработке древесины дело не только весьма затратное, но и длительное по срокам реализации – от 3 до 5 лет. Таким образом, введение запретительных вывозных пошлин на лес-кругляк может обернуться коллапсом отечественной лесной отрасли, из-за того что мировые рынки будут закрыты для экспорта, а спрос на необработанную древесину внутри страны будет отсутствовать. Поэтому эксперты предлагают вводить запретительные пошлины с учетом этих угроз. «Нам надо считаться с реальной ситуацией у наших зарубежных партнеров. Кроме того, для привлечения инвесторов в лесопромышленный комплекс России следует сосредоточиться на развитии инфраструктуры – транспортной, логистической, энергетической», – подчеркивает Николаев.