Глава Минфина Алексей Кудрин верит, что экономическая рецессия уже позади.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Россия вышла из рецессии, и в стране начался экономический рост. С таким сенсационным заявлением выступил в субботу вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, в четвертом квартале экономика вырастет на 2% по отношению к третьему, что дает серьезные основания для оптимизма. Независимые экономисты выхода из рецессии не заметили и недоумевают, о каком именно росте ВВП говорит Кудрин.
В субботу вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил о фундаментальном изменении, которое произошло с экономикой России: она вышла из рецессии. В эфире телеканала «Вести» вице-премьер отметил, что рост ВВП в третьем квартале 2009 года по отношению ко второму составил 0,6%. И это «не статистическая погрешность», потому что ожидается, что рост экономики РФ в четвертом квартале по отношению к третьему составит более 2%. По словам Кудрина, «это главное, что определяет силу рубля». Он отмечает, что для рубля более чем благоприятна также существующая цена на нефть: «Пока цена будет по 70–80 долларов за баррель, экономика будет расти». «Но мы понимаем, что эта цена на нефть немножко спекулятивная, в следующем году мы ожидаем, что она, наверное, скорректируется», – добавил Кудрин. Минфин исходит из более консервативных прогнозов цены на нефть: около 58–60 долл. за баррель. А «это значит, что и курс рубля будет оставаться на этой величине», – подытожил Кудрин.
Независимые эксперты не понимают, о каком именно выходе из рецессии идет речь. Если имеется в виду, что Россия преодолевает кризис, то «по состоянию на сегодня никакого выхода из кризиса нет. У нас есть четкое понимание, что сегодня остановка спада – не выход из кризиса, а именно остановка спада вызвана бешеными тратами из Резервного фонда», – говорит президент консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин. И, по его словам, если вычесть из оценки ВВП эти резервные средства (а это нужно сделать, потому что они формально учитывались), то исключение «двойного счета» показывает, что на самом деле даже спад экономики все еще не прекратился. Спад не может прекратиться, «пока мы не преодолеем те пузыри, которые надувались с 2003 года (после 2003 года экономика выросла в два раза). Так что теперь мы должны упасть хотя бы еще на столько же, на сколько уже упали. То есть мы в физическом выражении упали где-то на 18%, значит, примерно на столько же должны еще упасть», – уверяет Хазин. Никаких оснований для оптимизма эксперт не наблюдает.
Также экономисты не понимают, почему выход из рецессии связывают только с нефтяной промышленностью. «Если в качестве роста экономики учитывать просто прибыль компаний, включая туда и прибыль нефтяных компаний, полученную от продажи нефти, то, может быть, экономика действительно по формальным показателям будет расти. Но при этом если все остальное, кроме прибыли нефтяных компаний, падает, то это нельзя назвать ни преодолением кризиса, ни выходом из рецессии, ни ростом экономики», – резюмирует Хазин.
До Кудрина воодушевляющие заявления о выходе России из рецессии делал замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач, сравнивая показатели сентябрьского ВВП России с августовскими. Еще раньше президент РФ Дмитрий Медведев сообщал, что ВВП России во втором квартале по сравнению с первым кварталом вырос на 7,5%. Сам Кудрин уже в середине сентября обещал, что полноценный выход экономики страны из рецессии произойдет в третьем квартале 2009 года, видимо, поэтому он и в октябре остался верен своим оптимистичным прогнозам. Получается, каждый квартал чиновники привычно сообщают о выходе из рецессии, ссылаясь на ВВП. При этом экономисты указывают на традиционную закономерность – квартальный график ВВП представляет собой пилу, поскольку ВВП в квартальном измерении, как правило, растет в течение всего года, и это еще не доказывает оживления экономики, так как в первом квартале ВВП обязательно оказывается ниже, чем в четвертом квартале прошлого года. «ВВП в четвертом квартале всегда растет, потому что в конце года всегда увеличиваются все индикаторы – вне зависимости от экономического кризиса. Точно так же и в третьем квартале ВВП всегда растет по сравнению со вторым кварталом, и так далее», – уверяет Валерий Миронов, главный экономист фонда экономических исследований «Центр развития». Поэтому нужно уточнять, о каком именно росте мы говорим – со снятой сезонностью или без снятия сезонности. Кроме того, квартальные показатели ВВП официально пересчитываются и уточняются Росстатом.
«О выходе из рецессии можно будет рассуждать только тогда, когда станет очевиден рост экономики со снятой сезонностью по отношению к предыдущему кварталу. А если мы будем исходить из американской точки зрения, согласно которой выход из рецессии можно констатировать только после двух кварталов роста со снятой сезонностью, то нам тогда нужно дождаться данных за четвертый квартал. В крайнем случае – данных хотя бы за ноябрь. Только после этого мы сможем что-либо серьезно прогнозировать. Сейчас же для таких прогнозов просто нет данных», – говорит Миронов.
Точно так же откладывает Миронов и какие-либо прогнозы по поводу влияния нефтяных цен на экономику РФ. «Сегодня нефтяные цены на рост экономики почти не влияют. Текущий прирост цен может сказаться только в следующем году, не в этом. Пока же бюджетное финансирование идет в рамках утвержденных ранее программ, объем которых зафиксирован в бюджете текущего года», – считает экономист.
Сейчас, по словам Миронова, надеяться на оживление можно только в связи с ростом цен на сырьевые товары российского экспорта. «Рост спроса на сырьевые товары в металлургии, в нефтяной и газовой промышленности помогает восстановить российскую экономику. В других сегментах, наоборот, ожидаются ухудшения, ведь скоро начнет расти импорт, и он скорее всего задавит отечественную промышленность. Хотя если у населения не вырастут зарплаты и если не будет улучшено потребительское кредитование, то возможен некоторый рост продаж отечественной бытовой техники, дешевых отечественных автомобилей и одежды», – отмечает экономист.