Реальная оплата труда снизилась за год по стране на 5,2%.
Фото РИА Новости
Россиянам грозит новая волна сокращений зарплат, поскольку предприятия еще не полностью компенсировали кризисное падение своей выручки. С такими предостережениями выступили вчера российские экономисты, которые внимательно следят за ситуацией в промышленности. Между тем руководители предприятий сохраняют оптимизм: в октябре, по их мнению, темпы падения производства и спроса продолжили снижение.
К началу третьей декады октября положительные тенденции в промышленности сохранились. Октябрь стал очередным месяцем постепенного выхода промышленности из кризиса. К такому выводу пришли аналитики Института экономики переходного периода (ИЭПП – института Егора Гайдара), которые опубликовали вчера очередные данные опросов руководителей предприятий и замеры «индекса промышленного оптимизма». Октябрьский темп снижения спроса, констатируют в ИЭПП, оказался самым низким с сентября 2008 года. Спрос, по мнению руководителей предприятий, по-прежнему снижается, но очень медленно и не так интенсивно, как во все предыдущие кризисные месяцы. В результате объемы продаж в октябре устраивают уже более трети российских промышленных предприятий. О некотором улучшении положения российских предприятий доложил вчера и Росстат. По его данным, в последние месяцы наблюдается небольшое снижение доли убыточных организаций.
Если в январе–июле 2009 года доля убыточных организаций составляла 36%, то в январе–августе 2009 года таковых осталось 35,1%. Однако по сравнению с прошлым годом доля убыточных организаций выросла на 6,7 процентного пункта.
Однако данные о доходах населения и обороте розничной торговли не вселяют оптимизма. Так, в сентябре 2009 года оборот розничной торговли упал на 9,9% по сравнению с сентябрем 2008 года. Реальные денежные доходы населения – с поправкой на инфляцию – в сентябре 2009 года составили всего 95,1% от прошлогодних. А реальная заработная плата – 94,8% от уровня сентября 2008 года. При таком падении спроса надеяться на внутренние источники роста не приходится. Но независимые экономисты считают, что за нынешним падением зарплат вполне может последовать новая волна сокращений.
Реальная оплата труда сокращается на многих предприятиях – от машиностроения до текстильной промышленности. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото) |
«Выручка предприятий упала примерно на 15%, тогда как фонд оплаты труда снизился только на 7%. Так что доходы населения в ближайшие месяцы могут и будут снижаться», – отмечает замдиректора исследовательского Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. Сохранение оптимизма в российской промышленности эксперт объясняет в основном оживлением экспортного спроса. «Деньги, назначенные в других странах для антикризисной поддержки, уходят в спекуляции на сырьевых рынках. Из-за разогрева мировых сырьевых рынков кое-где улучшилась ситуация и в других секторах экономики. Однако это улучшение все еще происходит в пределах падения производства. Мы продолжаем падать, но не так быстро, как раньше», – поясняет Миронов.
Однозначно определить причины промышленного оптимизма эксперты не берутся. «Возможно, окончание летнего сезона само по себе стимулировало деловую активность», – считает ведущий консультант компании «Интерком-Аудит» Тимур Унароков. По его словам, не исключено, что позитивные ожидания руководителей могут быть связаны с «оживлением на рынке труда, которое в будущем может повлиять и на увеличение спроса».
«Внешний спрос на товары российского экспорта стабилизировался. Но ситуация с внутренним спросом не столь очевидна. Стабилизация темпов сокращения оборота розничной торговли – позитивный признак, который может указывать на то, что дно уже достигнуто», – говорит аналитик «Открытия» Ольга Найденова. По ее словам, источником стабилизации служит продолжающаяся дезинфляция (то есть снижение темпов роста инфляции), которая оказывает поддержку реальным доходам населения. По ее словам, дном кризиса можно считать момент начала роста спроса и признаки его прохождения могут говорить о переломе тенденции спада.