Владимир Путин высоко оценил качество шуруповерточной сборки.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера премьер-министр Владимир Путин посетил с рабочей поездкой Калужскую область, где провел заседание правительственной комиссии по региональному развитию. Другим пунктом программы пребывания главы кабмина на калужской земле было участие в церемонии запуска производства полного цикла сборки на заводе Volkswagen (VW). Дело не ограничилось статичным участием премьера в торжественной церемонии и экскурсией по образцовому предприятию автопрома. Путин не устоял перед искушением провести тест-драйв новенького авто.
Калуга в качестве адреса очередной рабочей поездки Владимира Путина по российским регионам возникла не случайно. Область на хорошем счету у федерального Центра, не случайно ее ставят в пример другим регионам, которые куда менее успешны в реализации общей установки на создание высокотехнологичных предприятий. Промышленность обеспечивает более трети валового регионального продукта. А с 2000 года область по динамике промышленного производства опережает средние показатели по стране.
Особенно бурно на калужской земле последние годы развивается автопром. Регионом, расположенным поблизости от Москвы, заинтересовались автопроизводители Германии, Швеции и Франции.
Volkswagen инвестировал в свой калужский проект 570 млн. евро. Завод начал работать в режиме крупноузловой сборки летом прошлого года. На сегодняшний день произведено 103 тыс. автомобилей, а на расчетную мощность – 150 тыс. машин в год – предприятие должно выйти в 2010 году. К этому времени на заводе будут работать около 3 тыс. человек. Сейчас в штате калужского Volkswagen числится 1800 сотрудников. Высокую культуру производства автомобилей россиянам прививают две сотни немцев, специально с этой целью командированных в Россию. Именно отсутствием в Калуге не просто технически подкованных, но и восприимчивых к новому специалистов выражал обеспокоенность один из топ-менеджеров автоконцерна, гендиректор калужского проекта Дитмар Корцеква, с которым автор этих строк беседовал в июне прошлого года. Собеседник «НГ» признался, что набрать и обучить 5 тыс. немецких безработных для одного из проектов им было легче, чем решить кадровый вопрос на предприятии в Калужской области.
Впрочем, этим различия ведения автомобильного бизнеса в России и Германии не исчерпываются. Разница, причем существенная, – в уровне оплаты труда. Те 5 тыс. новых рабочих Volkswagen получили зарплату в 5 тыс. евро, в то время как средняя зарплата калужанина ограничена 20,3 тыс. руб. в месяц. Поразительно, но столь низкий уровень оплаты труда в России по сравнению со стандартами Евросоюза дает минимальную экономию в цене конечной продукции Volkswagen. Модели, выпускаемые в Калуге, всего на 10% дешевле европейских аналогов.
Представители автоконцерна объясняют этот парадокс в том числе высокими издержками на логистику, сопровождаемыми проект в России. Когда кончится льготный период, определенный режимом автосборки для поэтапной локализации производства автокомпонентов, может оказаться, что стоимость машин, произведенных на российской территории, поднимется до европейского уровня.
Руководство VW при этом подчеркивает, что лучше потеряет льготы, чем поступится высокими стандартами качества своих марок. Реалии таковы, что сейчас для 18 моделей концерна, выпускаемых в Калуге, буквально все – от кузовов до последнего винтика – ввозится из-за рубежа. Единственное, к чему допущены российские производители автокомпонентов, – поставка комплектующих для сидений. На этом фоне планы в 2010 году достигнуть сначала 30-процентного, а затем 40-процентного уровня локализации производства автокомпонентов для модели Volkswagen-Polo, которая в адаптированном к российским условиям (в том числе по цене – 10 тыс. евро. – «НГ») начнет выпускаться в скором времени, выглядит почти фантастикой.
Портить праздник этими подробностями руководство Volkswagen вчера не стало. Путину показали образцово налаженное производство автомобилей, которые постепенно выходят на российский рынок. Премьер, кроме всего прочего, получил возможность попрактиковаться в немецком языке, общаясь с руководящим составом Volkswagen. Автокаром, на котором был организован объезд цехов, он управлял сам и, по сложившейся традиции, обошелся без персонального водителя, проводя тест-драйв только что сошедшей с конвейера машины. В сборочном цехе Путина обучили правильно держать шуруповерт, а в ответ благодарный премьер воздал должное качеству марки Volkswagen. Завод Путин сравнил с музеем современных технологий, где во главу угла поставлена забота о людях, которые здесь работают. Подводя итог, премьер заверил германских партнеров в хороших перспективах развития российского авторынка. Это можно было расценить как призыв увеличивать объемы производства в России. Для компании Volkswagen, производящей 6 млн. автомобилей в год, 150 тыс. машин, которые будут собирать в Калуге, более чем скромный показатель. Для сравнения – завод VW в Китае выпускает ежегодно 1,2 млн. автомобилей. И эта цифра определяет настоящий приоритет компании в экспансии на мировом авторынке.