Экс-глава ФСФР Олег Вьюгин указывает властям на опасность сокрытия всей правды о банках.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Второй волны кризиса в российской банковской системе ждать пока не приходится, однако это совершенно не означает, что проблем удастся избежать. Вчера глава Минфина Алексей Кудрин сообщил о том, что вероятность второго этапа кризиса очень низка. Однако на фоне победных реляций властей аналитики сетуют на тот факт, что истинная картина в данной сфере неизвестна.
Банковское сообщество до сих пор не имеет полной информации о реальном положении дел, заявил глава совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. Банки вынуждены скрывать истинную картину проблемных кредитов в своих портфелях.
«Будет второй этап кризиса зимой или нет, его вероятность очень низка», – оптимистично сообщил вчера Кудрин. Впрочем, формулировка получилась обтекаемой и неоднозначной.
Между тем аналитики банковской сферы, выступая вчера на очередном заседании Экономического клуба компании ФБК, практически единодушно отметили тот факт, что и сами до сих пор не понимают, как именно власти оценивают нынешнее состояние дел в банковской системе страны. Отсюда вопрос о том, ждать ли России второй волны банковского кризиса, остается открытым.
«Мы, я имею в виду банковских аналитиков, аудиторов, клиентов, не имеем объективной и полной информации о реальном состоянии дел в этой сфере. Наверное, надзорные органы Центробанка знают больше, – заявил экс-глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), бывший замглавы Минфина, а ныне председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. – Например, есть мнение, что российские банки дышат на ладан. Есть и другие предположения – в том смысле, что проблемы есть, но они решаются. Но что реально происходит, непонятно».
Корень проблем, по мнению Вьюгина, заключается в том, что у отечественных банков сегодня есть серьезный ограничитель. «Если они будут слишком много рассказывать, и прежде всего о своих проблемных кредитах, то, безусловно, встанет вопрос об их капитале, – пояснил он. – Хорошо тем банкам, у которых большой запас капитала, – они могут сказать, что проблемы есть, но средств вполне достаточно, чтобы все их решить. У банков, лишенных таких аргументов, показать реальное положение вещей означает, по сути, признание в банкротстве. Понятно, что ни один из них такого не скажет. Отсюда и манипуляции с отчетностью». Это не обман, как уточнил Вьюгин, а поиск способов ухода от раскрытия реального положения дел.
Впрочем, власти пока оптимистичны и склонны не преувеличивать значимость данной проблемы. В частности, тот же Алексей Кудрин на прошлой неделе заявил о том, что рост объема проблемных кредитов в российской банковской системе прекратился. По данным Центробанка, доля проблемных и невозвратных ссуд в российских банках к 1 августа выросла до 8,1%, тогда как по состоянию на 1 января этот показатель находился на уровне 3,8%, то есть рост очевиден. Однако ранее Минфин прогнозировал, что к концу этого года доля невозврата банковских кредитов по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) немного превысит 10%. Что, по мнению ведомства, не так уж и страшно.
Между тем в мае Агентство по страхованию вкладов (АСВ) оценило возможный рост «плохих» кредитов в 20%. Тогда же международное рейтинговое агентство Standard & Poor's обнародовало несколько прогнозов развития российского банковского сектора, согласно которым уровень просроченных кредитов к концу 2009 года может достигнуть 35–60%. На прошлой неделе свой прогноз опубликовало агентство Moody's. По данным его аналитиков, объем проблемных кредитов российских банков превысит 110 млрд. долл., а доля просрочки в общем кредитном портфеле достигнет 20%.
Так что банки, скрывая истинное положение дел, оказываются в ситуации, когда сами сидят на собственной мине. В этом случае им остается надеяться лишь на улучшение экономической ситуации в стране и рост макроэкономических показателей. «Есть шанс, что ситуация в экономике улучшится и все эти проблемы удастся «утопить» в общем подъеме», – отметил Вьюгин.
С этим мнением согласен и ведущий эксперт фонда экономических исследований «Центр развития» Дмитрий Мирошниченко. «Для меня сейчас главным является тезис о том, что чем лучше будет экономике, тем лучше будет и банкам, – отметил он. – Потому что ситуация в этой сфере сегодня очень непростая».
В свою очередь, президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян заявил в беседе с «НГ» о том, что ситуация в банковской сфере сегодня устойчивая, хотя «хронические проблемы сохраняются». «Это и нехватка ресурсов, проблемы с рефинансированием, дорогая стоимость денежных средств и ожидание всевозможных рисков. В том числе и таких, как риск невозврата ранее выданных кредитов, – пояснил он. – Но в целом ситуация достаточно стабильная. Я вообще не принимаю никакой «волновой» терминологии, созданной для того, чтобы пугать обывателей. Надо просто решать накопившиеся проблемы».