Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова верит в сокращение безработицы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На рынке труда в России наблюдается парадоксальная ситуация: предприятия продолжают интенсивные сокращения, в то время как службы занятости рапортуют об уменьшении числа безработных. Вчера Минздравсоцразвития сообщило о сокращении официальной безработицы на 16 тыс. человек за последнюю неделю. О снижении числа зарегистрированных безработных министерство еженедельно докладывает с мая 2009 года. Однако данные Росстата демонстрируют другую тенденцию: предприятия продолжают массово увольнять сотрудников. С января 2009 года ежемесячная разница между числом принятых на работу и уволенных сотрудников превышает 150–200 тыс. человек. Эксперты попытались объяснить, куда исчезают ежемесячно более 150 тыс. новых безработных.
За минувшую неделю Минздравсоцразвития зарегистрировало снижение численности официально зарегистрированных безработных в 71 субъекте РФ, в том числе в Еврейской автономной области, Карачаево-Черкесской Республике, Брянской области. В Ямало-Ненецком АО уровень безработицы по сравнению с прошлой неделей не изменился. Рост численности безработных граждан наблюдался в десяти субъектах РФ. Среди них – Чукотский автономный округ, Камчатский край. «Официальная безработица, по последним данным, составила 2019 человек», – сообщает ведомство, и это на 0,8% ниже, чем было неделю назад.
В то же время из регионов постоянно поступают сообщения о массовых увольнениях. За примерами далеко ходить не надо – об увольнениях объявили АвтоВАЗ, «Дальзавод», «АЛРОСА» и другие крупнейшие предприятия. Да и как можно ожидать роста занятости в условиях резкого промышленного спада? Сокращение занятости постоянно фиксирует и Росстат. С января Росстат ежемесячно фиксирует тот факт, что количество уволенных сотрудников превышает количество вновь принятых на работу на 100–150 тыс. человек. В некоторые месяцы эта разница достигает и 300 тысяч. Например, в августе на работу было принято 404,8 тыс. граждан, выбыло же – 516 тыс. работников. Такое сокращение занятости носит фронтальный характер, затрагивает все наблюдаемые виды деятельности: от добычи полезных ископаемых до торговли, строительства и финансовой деятельности.
Массовое исчезновение безработных из официальной статистики не очень беспокоит ведомство Татьяны Голиковой. «Некоторые безработные не регистрируются на бирже труда, ищут работу самостоятельно и поэтому не учитываются в статистике зарегистрированной безработицы», – объясняют представители Минздравсоцразвития. «Квалифицированному работнику обращаться в службу занятости, как правило, не имеет смысла. Поскольку чиновники вряд ли предложат специалисту устраивающую его по зарплате вакансию», – соглашается директор региональной программы «Независимого института социальной политики» Наталья Зубаревич. «На биржу труда идут в основном менее квалифицированные и менее конкурентоспособные на рынке труда лица. Из них две трети, а иногда даже и три четверти – женщины. По сути, службы занятости трудоустраивают, за редким исключением, только женщин. Остальные граждане ищут работу самостоятельно», – объясняет экономист.
«Большая часть потенциальных безработных была привлечена к так называемым общественным работам – в том числе на прежнем месте работы. В результате заметно сокращен приток новых безработных, и таким образом улучшены показатели по безработице», – объясняет Зубаревич.
Найти подходящую работу в период кризиса очень не просто. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Эксперты находят и другие объяснения парадоксальному исчезновению безработных. «Снижение официального уровня безработицы связано с тем, что работодатели часто не выполняют требования закона и сообщают в органы службы занятости о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников или о возможном расторжении трудовых договоров», – говорит старший юрист компании Lidings Кристина Теплова. По ее словам, уволенные не стремятся регистрироваться в службе занятости, поскольку законодательством предусмотрены минимальные гарантии социальной поддержки безработных. «Трудоемкая процедура регистрации, а также отсутствие гарантий получения приемлемой работы вынуждает уволенных не обращаться за помощью в службу занятости», – отмечает Теплова.
«Официальная безработица не в полной мере отражает ситуацию на рынке. Для того чтобы стать официально безработным, необходимо зарегистрироваться, однако далеко не все уволенные сразу проходят регистрацию. В итоге фактически безработных больше, чем в статистических данных», – объясняет эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева. По ее словам, Россия будет медленно оправляться от последствий кризиса, и резкого сокращения безработицы ожидать не стоит. «Фундаментальные условия для роста занятости могут сложиться в экономике не раньше следующего лета», – соглашается вице-президент по управлению персоналом компании «Сумма Капитал» Юлия Анохина.