Накануне второго чтения проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» крупнейшие торговые сети страны, чья деятельность и является основным предметом регулирования нового закона, достигли компромисса «по некоторым принципиальным вопросам» со своими оппонентами из правительства и Госдумы. Об этом сообщил источник в аппарате первого вице-премьера Виктора Зубкова, который на завершающей стадии курировал разработку законопроекта.
По сведениям источника, правительство и думская фракция «Единой России» согласились учесть некоторые из 140 поправок к законопроекту, поступивших после первого чтения, в обмен на определенные уступки со стороны крупнейших розничных торговцев страны. Уступок таких немного, но среди них есть принципиальные. Например, смена руководства крупнейшей отраслевой лоббистской организации – Ассоциации компаний розничной торговли России (АКОРТ).
Нынешний глава и, по сути, единственное публичное «лицо» АКОРТ, совладелец и управляющий директор компании Х5 Лев Хасис, по данным сразу нескольких источников, «безнадежно испортил отношения» как с Виктором Зубковым и окружением первого вице-премьера, так и с большинством влиятельных единороссов. Все вопросы Хасис пытался решать исключительно через Министерство промышленности и торговли РФ, которое готовило первый вариант законопроекта. Однако этот путь оказался недостаточно эффективен. Многие члены АКОРТ признают, что некоторые дискриминационные по отношению к розничной торговле формулировки появились в законопроекте «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» исключительно из-за позиции Хасиса. Как сообщил Росбалту источник в ассоциации, «давно стал очевиден конфликт интересов между Хасисом и сообществом компаний розничной торговли в целом, поскольку в последние годы глава АКОРТ отстаивал преимущественно интересы своих собственных торговых сетей».
Основным кандидатом на пост президента АКОРТ считается депутат Государственной Думы единоросс Владимир Груздев. Опыта в розничной торговле ему не занимать – еще в 1993 году он основал известную сеть магазинов «Седьмой континент». При этом у Груздева нет текущих бизнес-интересов в рознице – свой пакет акций «Седьмого континента» он удачно (за сумму, близкую к 1 млрд. долл.) продал партнеру Александру Занадворову осенью 2007 года, почти за год до кризиса, существенно подорвавшего капитализацию торговых сетей. Поэтому возможного будущего главу АКОРТ можно считать фигурой относительно независимой в отличие от Хасиса, чьи действия во многом, как утверждают некоторые члены ассоциации, мотивировались интересами его собственной компании X5.
Груздев хорошо известен своими обширными лоббистскими возможностями. Он – первый зампред думского комитета по законодательству, входит в генеральный совет «Единой России» и при этом является членом правления сразу трех основных объединений российского бизнеса: РСПП, «Деловой России» и «ОПОРЫ России». Обширные коммуникации Груздева должны помочь российским ритейлерам отстоять их позиции в борьбе за окончательную редакцию закона. По некоторым данным, однозначно кандидатуру экс-владельца «Седьмого континента» поддерживают иностранные члены АКОРТ, в числе которых «Ашан», Walmart, IKEA, OBI, Leroy Merlin и др.
В свою очередь, в окружении Льва Хасиса газете сообщили, что смена руководства АКОРТ в ближайшее время не планируется и до завершения рассмотрения Госдумой «судьбоносного» закона маловероятна. А амбиции Груздева возглавить крупнейшее объединение российских ритейлеров в исполнительной дирекции АКОРТ, мол, объясняют обостряющейся борьбой за контроль над сетью магазинов «Седьмой континент». Альфа-банк, который является контролирующим акционером Х5, в последнее время ведет скупку долгов «Седьмого континента», в то время как бывшие партнеры Груздева, сохраняющие с депутатом известные деловые отношения, якобы пытаются противостоять недружественному поглощению и объединению «Семерки» с компанией Льва Хасиса.
Впрочем, по нашим данным, кандидатура Груздева как будущего лица российского ритейла достаточно благосклонно воспринимается руководством федерального правительства. Именно эта поддержка и может в «час Х» оказаться решающей.