Автовладельцам придется раскошелиться на страховку личного транспорта.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Кризис больно ударил по всем отраслям российской экономики, и страховщики в списке пострадавших оказались далеко не последними. Как сообщило вчера руководство компании «РЕСО-Гарантия», в ближайшей перспективе с рынка обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) могут уйти около 60% страховых компаний. Для повышения доходности оставшиеся страховщики требуют от Минфина повысить тарифы ОСАГО примерно на 30%. В Минфине сообщают, что вопрос повышения тарифов пока не рассматривался. Тем временем эксперты отмечают рост отказов автовладельцев от страховок – в тяжелый период проще сэкономить и ездить на свой страх и риск.
«Потребители не обрадуются повышению тарифов, – заявил вчера глава совета директоров страховой компании «РЕСО-Гарантия», член правления и президиума Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Саркисов. – Тем не менее правительство понимает, что повышение неизбежно». По его словам, «все прекрасно понимают, что простое повышение вызовет совсем негативную реакцию». «Поэтому страховщики поставлены в ситуацию, когда мы вынуждены предлагать правительству не только увеличить тарифы, но одновременно и увеличить свою ответственность», – отмечает Саркисов. В частности, по статье «повреждение автомобиля» предлагается установить уровень ответственности в пределах от 300 до 500 тыс. руб. Сейчас Минфин должен выбрать либо какой-то из этих вариантов, либо предложить свой».
Кроме того, Саркисов сообщил, что российские автостраховщики обсуждали вопрос о повышении отчислений в гарантийные фонды РСА, из которых осуществляются выплаты за неплатежеспособных страховщиков по ОСАГО. «На такое предложение правления РСА большинство страховщиков ответило отказом. И это неудивительно, – пояснил Саркисов. – Дело в том, что в настоящее время из гарантийных фондов РСА мы выплачиваем по 400 миллионов рублей в месяц за компании, которые не расплатились по своим обязательствам ОСАГО. По совокупности объем выплаченных средств составляет около 3 миллиардов рублей. Простое увеличение отчислений в фонды со стороны страховщиков будет только разжигать аппетиты недобросовестных компаний к получению незаконных средств». По словам Саркисова, сегодня многие придумали отличный бизнес: купил компанию, получил лицензию ОСАГО, набрал обязательств, безнаказанно ушел с рынка, а за тебя все заплатили другие страховые компании.
Единственный способ увеличения гарантийных фондов – это увеличение тарифов, другого пути нет, считают страховщики, поскольку ОСАГО уже сегодня убыточно. «Тарифы при существующей ситуации надо повышать на 25–30%, но скорее – на 30%», – отметил гендиректор «РЕСО-Гарантия», член президиума РСА Дмитрий Раковщик. К тому же гарантийного фонда хватит на полгода, а исходя из реальности – еще меньше.
В итоге автостраховщики обратились с просьбой разрешить сложившуюся ситуацию, которая усугубляется в условиях кризиса, как к руководству Минфина, так и к руководству Федеральной службы страхового надзора.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что смысл в повышении тарифов есть, поскольку с момента принятия закона об ОСАГО тарифы не менялись уже несколько лет. «В этой связи я могу понять страховщиков, – отмечает эксперт. – Но беда в том, что множество страховых компаний сегодня просто погибают и у людей пропадает всякое желание страховаться. Насколько я знаю, уже около 10% российских водителей отказались от страхования своей гражданской ответственности». По мнению Травина, очевидна тенденция: у автолюбителей нет денег, а также нет уверенности, что им возместят убытки, потому что страховщики в условиях кризиса находят всевозможные способы уйти от выплат. Наконец, самой страховой компании может не оказаться в природе – она либо обанкротилась, либо у нее отозвана лицензия. «Поэтому любое повышение тарифов, которое вполне может быть и объективным, в нынешних условиях приведет лишь к росту отказников, – отмечает Травин. – Штрафы за неисполнение обязанностей по ОСАГО составляют от 500 до 800 рублей плюс возможно снятие регистрационных знаков на один день. У меня, например, в последний раз полис ОСАГО проверяли года два назад, и многим автовладельцам проще не иметь ОСАГО, решая проблему на месте путем взятки». По его словам, полис ОСАГО для среднестатистического владельца «Жигулей» стоит сегодня около 4 тыс. рублей в год, что для многих является весьма ощутимой потерей.
Кроме того, владелец полиса ОСАГО часто может рассчитывать на очень незначительную выплату за ущерб. «Сегодня страховая компания заплатит максимум 120 тысяч рублей, а если вы размолотили дорогую машину, то разницу придется покрывать из собственного кармана, – отмечает Травин. – То есть теряется весь смысл страхования. Если повышаем тарифы, то и выплаты надо увеличивать соответственно».
Впрочем, как сообщили «НГ» в Минфине, согласование проекта закона о внесении изменений об обязательном страховании владельцев транспортных средств со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами уже прошло. «Как только в РСА будут завершены расчеты и они будут представлены в Минфин, мы напишем финансовое обоснование, – пояснили в министерстве. – Суммы ответственности нашли одобрение, но как именно все будет выглядеть в окончательном варианте – пока говорить рано. Такая же ситуация касается и вопроса повышения тарифов».