Китайские фабрики готовы поставлять в Россию почти любые автокомпоненты.
Фото Reuters
Купить надежные запчасти для автомобиля в России становится все труднее. Около 60% отечественного рынка занимают некачественные подделки. При этом из-за отсутствия госконтроля доля контрафакта постоянно увеличивается. Такие данные опубликовали вчера эксперты компании «Авента-Инфо», которые считают, что подделки являются причиной около 4% дорожно-транспортных происшествий в РФ. Многие эксперты полагают, что рынок автозапчастей должен контролироваться государством. В Минпромторге уверены, что за ввоз некачественных запчастей отвечает таможня. Однако таможенники настаивают, что они не вправе проверять надежность импортируемых деталей.
Согласно данным аналитической службы «Авента-Инфо», процент подделок на рынке автозапчастей достигает 60%. То есть, приобретая автозапчасть, покупатель рискует приобрести подделку в 6 из 10 случаев. «Еще несколько лет назад доля контрафакта была меньше примерно в два раза», – заявила «НГ» представитель «Авента-Инфо» Людмила Астапова. По ее словам, в подавляющем большинстве случаев качество подделки серьезно уступает оригиналу. Использование поддельного моторного масла может привести к повышенному износу внутренних частей двигателя. Поддельные тормозные колодки увеличивают привычный тормозной путь и приводят к повышенному износу тормозных дисков. А вдыхание паров метанола, содержащихся в поддельных омывающих жидкостях, отрицательно сказывается на здоровье водителя.
Эксперты также отмечают рост доли подделок и контрафакта – в том числе и в связи с кризисом. «Производят контрафакт практически рядом с производством настоящих деталей – в самом Тольятти, Набережных Челнах, то есть там, где делают оригинальные компоненты. Но основную часть подделок везут из Китая. Это очень выгодный бизнес, который наносит большой урон как отечественным, так и иностранным производителям. В последнее время увеличение контрафактной продукции связано с кризисом. Получение сверхприбылей заставляет подпольные предприятия увеличивать свои мощности. Однако пока будет спрос, вряд ли рынок контрафакта исчезнет, тем более что штраф, предусмотренный Кодексом об административных нарушениях РФ, составляет всего 30–40 тысяч рублей. Это слишком маленькие суммы для сверхприбыльного контрафактного бизнеса», – говорит эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева. В то же время названная доля в 60% кажется эксперту слишком преувеличенной цифрой. «Скорее рынок контрафактных автозапчастей составляет от 30 до 40%», – считает Воробьева.
«Контрафакт чаще всего идет с тех же заводов-производителей неоригинальных запчастей, которые не прошли контроль качества или произведены с нарушениями технологий. Такие партии в основном приходят из Китая или производятся на территории РФ», – соглашается замруководителя управления «АльфаСтрахования» Александр Казаченко. По его словам, за контроль оборота и качества должно отвечать государство. «Усилить контроль за компаниями-импортерами и проверять количество ввезенных запчастей несложно. Всегда можно проверить и количество проданного», – считает Казаченко. «Контролировать рынок автозапчастей должно правительство, поскольку это вопрос безопасности, а также вопрос здоровой экономики», – уверена представитель Chevrolet Назели Атабекова.
Между тем чиновники вовсе не стремятся брать на себя ответственность. Так, представители Минпромторга заявили «НГ», что их ведомство отвечает за промышленную политику, а нарушения – это компетенция таможни и МВД. Однако таможенники подчеркивают, что могут контролировать ввоз запчастей только в очень узких рамках. «Около трети запчастей ввозится в Россию не правообладателями. Но это проблема не таможни, а самих правообладателей, которые не позаботились о внесении конкретных марок в таможенный реестр», – говорит начальник пресс-службы Федеральной таможенной службы Дмитрий Котиков. По его словам, следует различать контрафакт – то есть нарушение авторских прав – и фальсификат – некачественную подделку. «Таможенники успешно борются с попытками ввоза контрафакта, если сам правообладатель позаботился о своей защите. Проверять же технические свойства немаркированных деталей мы не имеем права», – говорит Котиков.