Модернизация страны должна опираться на «информационные продукты, как наземные, так и космические», считает Дмитрий Медведев.
Фото РИА Новости
Президент Дмитрий Медведев в воскресном телеинтервью сформулировал новые экономические приоритеты страны, которые кардинально отличаются от долгосрочной программы правительства Владимира Путина до 2020 года. При этом в правительстве настаивают, что утвержденная в прошлом году программа-2020 пересматриваться не будет. Однако близкие к Кремлю эксперты считают, что программа-2020 нуждается в глубокой переработке.
«Я сформулировал пять основных приоритетов в области модернизации нашей страны. Все они известны», – заявил в воскресенье президент Медведев в интервью Первому каналу. При этом глава государства перечислил совсем не те приоритеты, которые можно обнаружить в правительственной «Концепции долгосрочного развития до 2020 года (КДР-2020)». Перечисляя пять приоритетов, президент назвал не только традиционную «энергоэффективность» и «атомную энергетику», но и «информационные продукты, как наземные, так и космические», и «лекарства».
Между тем в правительственной концепции до 2020 года названы несколько иные источники роста конкурентоспособности: «гражданская авиация», «ракетно-космическая промышленность», «рынок космических пусков», «судостроительная промышленность», «атомный энергопромышленный комплекс» и «энергоэффективность». При этом производство лекарств вообще не вынесено в качестве ключевого приоритета, хотя и упоминается в многостраничном тексте концепции.
Кардинальные отличия президентских и правительственных экономических ориентиров можно увидеть как в сроках, так и в количественных ориентирах. «Как только значительная часть наших доходов будет создаваться не за счет экспорта энергоносителей, ну хотя бы в пропорции там 30–40%, это уже будет означать, что мы живем в другой экономике и в другой стране». По словам Медведева, период такой перестройки может занять 10–15 лет, после которых российская экономика уйдет от сырьевой зависимости. В правительственной концепции сроки и ориентиры сформулированы иначе. «Россия останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место – 5–10% на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5–7 и более секторах», – говорится в утвержденной Владимиром Путиным концепции.
По-разному оценили перспективу пересмотра программы-2020 в правительстве и в мозговом центре Кремля Институте современного развития (ИНСОР). «Коррекция утвержденной в 2008 году концепции долгосрочного развития неизбежна», – считает советник ИнСоРа Никита Масленников. Ключевые изменения в этом документе, по словам эксперта, должны коснуться условий сокращения присутствия государства в экономике. Кроме того, должен быть сформулирован план полной реконструкции финансовой и банковской системы, которая продемонстрировала свою крайнюю уязвимость и неустойчивость. «Процесс коррекции утвержденной концепции уже фактически начался, хотя сегодня и нельзя назвать точную дату его завершения», – утверждает Масленников.
В Минэкономразвития, напротив, считают, что пересматривать концепцию не требуется. «Концепция-2020» переписываться не будет», – заявил «НГ» замдиректора департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития Артем Шадрин. По его словам, «цели и приоритеты не меняются», а президент лишь «конкретизирует задачи, в том числе – с учетом произошедших изменений в экономике».