Глава Росстата Владимир Соколин доволен, что может открыто говорить о квалификации правительственных экономистов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В правительственных кругах неожиданно разгорелся скандал, связанный с резкими высказываниями главы Федерального агентства государственной статистики (Росстат) Владимира Соколина в адрес министерств и ведомств экономического блока, прежде всего Минэкономразвития. Собравшийся на пенсию глава Росстата, судя по всему, перед отставкой решил громко хлопнуть дверью. В интервью журналу «Итоги» он заявил, что в правительстве мало грамотных экономистов, способных проанализировать причины кризиса и предложить адекватные меры. Независимые эксперты в целом разделяют эти оценки главы Росстата.
Владимир Соколин в интервью официально подтвердил слухи о своем уходе с поста главы Росстата, появившиеся несколько месяцев назад. Официально отставка чиновника, который в марте отметил свое 60-летие, связана с предстоящим выходом чиновника на пенсию. Летом некоторые российские СМИ со ссылкой на анонимные источники сообщали о том, что замена руководителя статистического ведомства предрешена. При этом среди претендентов на должность главы Росстата назывались замминистра экономического развития Андрей Клепач и заместитель Соколина Александр Суринов.
Тогда Соколин не стал комментировать слухи. Тем более он воздержался от какой-либо критики решений, принимаемых правительством вообще, и Минэкономразвития, которому подчинен Росстат, в частности. Однако теперь чиновник, работающий на ниве статистики с 1971 года, нарушил обет молчания, не только подтвердив неофициальные данные, что он покидает свой пост, но и сообщил о будущей должности – главы Межгосударственного статкомитета СНГ. Кроме того, Соколин решил, что называется, напоследок громко хлопнуть дверью. Он заявил, что главное отличие стран, которые легче проходят кризис, от России состоит в наличии «большого отряда грамотных экономистов, которые могут проанализировать причины этой болезни и предложить адекватные меры лечения».
В России же, по его мнению, по существу, атрофирована экспертная среда, на которую должно опираться правительство при принятии серьезных экономических решений. Минэкономразвития такие решения вырабатывать сегодня не в состоянии, подчеркнул Соколин. «Да, они грамотно наблюдают и грамотно говорят о том, что происходит или что может происходить при том или ином развитии событий. Но этим, похоже, их деятельность и исчерпывается», – констатировал чиновник.
Себе в заслугу Соколин, руководивший Росстатом более 10 лет, приписал переход на международные стандарты отчетности, проведение первой в современной истории России переписи населения и сельскохозяйственной переписи, создание законодательной базы и т.п. Однако он выразил опасения за будущее Росстата. Подчинение ведомства Минэкономразвития он назвал «большой ошибкой». «Очень тяжело отстаивать свою позицию через голову министерства. Нас не слышат. Невольно складывается ощущение, что в ней (статистической информации) не очень-то заинтересованы и нынешние государственные мужи», – признался Соколин.
Андрей Клепач – один из тех, кто может возглавить Росстат. Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото) |
Пресс-секретарь Росстата Григорий Симонович заявил вчера «НГ», что глава ведомства с 12 октября в отпуске, из которого выйдет в конце первой декады ноября и снова приступит к исполнению своих обязанностей.
Таким образом, вопрос о сроках отставки главы Росстата пока остается открытым. Некоторые эксперты считают, что демарш Соколина выходит за рамки обычной аппаратной перепалки. Заявление главы Росстата об отсутствии адекватных специалистов в ведущем экономическом ведомстве страны, по их мнению, может свидетельствовать о кризисе кадровой политики. Заполнение должностей по принципу лояльности и знакомства приводит к конфликтам.
«У нас абсолютно разорваны связи между экспертным сообществом и правительством. Правительство готово работать только с теми экспертами, которые говорят ему приятные вещи», – в свою очередь, говорит бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко. В то же время он считает, что ответственность за просчеты экономической политики не следует возлагать исключительно на Минэкономразвития – оно лишь одно из ведомств, которое занимается решением этих задач.
«Минэкономразвития играет в одной команде с Минфином и ЦБ. Но не очень понятна логика построения экономических прогнозов, принятия решений в области денежно-кредитной политики и т.д. Ведомства действуют несогласованно», – отметил главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. Впрочем, признал эксперт, решения, от которых зависят пути развития отечественной экономики, принимаются на более высоком уровне, чем министерства или ЦБ. Как бы то ни было, а некоторые решения Минэкономразвития, в частности поддержка идеи диверсификации экономики через механизмы государственно-частного партнерства, по мнению Гавриленкова, выглядят небезупречными. «Это министерство в правительственной системе – не самый важный орган. В Англии и США такого ведомства вообще нет, и там как-то без него обходятся», – говорит эксперт. По его словам, и Минэкономразвития, и Росстат работают в собственных нишах, однако ощутимого влияния не оказывают. «Они как явления природы – есть, что-то производят, но жизнь и без их решений идет своим чередом», – заключил Гавриленков.