Рассчитывать на снижение цен населению не приходится.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Государство готово поддержать отечественных производителей молока, чтобы вывести отрасль на безубыточный уровень цен. Соответствующее поручение на вчерашнем заседании президиума правительства дал премьер-министр Владимир Путин. Минсельхоз должен выйти с интервенцией на рынке молока и молочной продукции.
Россиянам не приходится рассчитывать не только на снижение цен на молоко, но даже на сохранение их на нынешнем достаточно высоком уровне. К ноябрю молочные продукты на прилавках продуктовых магазинов подорожают на 10–15% за счет повышения закупочных цен на молоко. Это следует из заявления главы Минсельхоза Елены Скрынник, которое она сделала вчера на заседании президиума правительства. Другой действенной мерой вывода отрасли на безубыточный уровень производства, что также предполагает контролируемый правительством рост цен, станет государственная интервенция на рынке молока. Соответствующее поручение Владимир Путин дал Минсельхозу. У ведомства есть более чем полтора месяца, чтобы подготовить свои предложения и выработать алгоритм выполнения поставленной премьером задачи. За основу предполагается взять успешный опыт проведения интервенции на рынке зерна. Молочная тема в частности и проблемы российского агропрома в целом преобладали на вчерашнем заседании в Белом доме. К тому же премьер еще в ходе традиционного обмена оперативной информацией сделал акцент на этом вопросе. Скрынник пришлось объясняться, почему техрегламент по молоку, на который чиновниками возлагалось столько надежд, «работает неэффективно либо не работает вообще». Это стойкое убеждение Путин вынес из неформального общения с народом, состоявшегося неделю назад во Владимире, в общественной приемной председателя партии «Единая Россия». После появления техрегламента продукт, произведенный из сухого молока и который должен именоваться «молочным напитком», в магазинах так и не появился. «Значит, техрегламент не работает», – резюмировал премьер. На что глава Минсельхоза клятвенно обещала в кратчайшие сроки внести изменения, улучшающие этот документ.
Затем премьер проэкзаменовал своего первого заместителя Виктора Зубкова на предмет сроков оборота финансовых ресурсов в агропроме. Зубков уверял, что в среднем сроки составляют около четырех лет. И был посрамлен – Путин заявил, что речь идет не менее чем о восьми годах. На этом основании он потребовал рассмотреть возможность пролонгации кредитов, ранее взятых сельхозпроизводителями, на срок до 15 лет, в то время как Зубков безуспешно пытался доказать, что и 11 лет – вполне комфортный для заемщика срок. Думается, что эта новость будет желанным подарком для российских крестьян, которые 11 октября отмечают профессиональный праздник. «Отрасль преобразилась из абсолютно убыточной, унылой и застойной в современную и быстро развивающуюся», – подчеркнул Путин, приписав основную заслугу за успешный прорыв отечественного агропрома мерам господдержки. В их числе региональным программам повышения эффективности производства молока, инструментам таможенно-тарифной политики и техрегулирования, субсидированию процентных ставок по кредитам. Ну и, конечно, прямым ассигнованиям из федерального бюджета, которые в текущем году составят 187 млрд. руб.
Помимо этого сельхозпроизводителям премьер гарантировал дополнительные меры поддержки. Например, он ждет наступления положительного эффекта от нового закона о торговле, что позволит урегулировать отношения между производителями сельхозпродукции и розничными сетями. Задача минимум – покончить с дискриминацией отечественных производителей. Задача максимум – навести порядок в звене «производитель–переработчик».
Стихия продовольственного рынка, подверженного сезонным колебаниям объемов производства и закупочных цен, в том числе по молоку, совсем не устраивает премьера. Вчера было утверждено постановление правительства о проведении закупочных и товарных интервенций. «Государство будет скупать излишки продукции и тем самым предотвращать снижение закупочных цен на молоко. И, наоборот, реализация ранее закупленных объемов позволит не допускать неоправданного роста цен», – пояснил Путин.
Впрочем, эти расчеты могут не оправдаться. Дело в том, что закупка свежего молока в Интервенционный фонд технически невозможна. Как известно, длительному хранению подлежит только сухое молоко. А выработанный из него продукт после предстоящей корректировки техрегламента можно именовать и продавать только в качестве «молочного напитка». Едва ли его изобилие на магазинных прилавках остановит сезонный рост цен на цельное молоко, объемы производства которого с осени по весну резко сокращаются.