Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский озабочен падением белорусско-российского товарооборота.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Москве состоялась встреча премьер-министров России и Белоруссии – Владимира Путина и Сергея Сидорского. На без того непростой фон российско-белорусских отношений наложилось «тяжелое» интервью президента Белоруссии Александра Лукашенко в конце прошлой недели российским журналистам, в котором он не только остро критиковал политику Кремля в отношении Минска, но и обвинил лично Путина в развале Союзного государства. С учетом этого результативность переговоров премьер-министров вызывала большие вопросы.
Освещение главного вопроса – отказ России выделить последнюю часть кредита в 500 млн. долл., за решением которого и прилетел в Москву Сидорский, - премьеры в присутствии прессы обсуждать не стали. Впрочем, это не помешало им обменяться легкими уколами. В частности, Путин напомнил Сидорскому о том, что Белоруссия получает российские нефть и газ по низким ценам, что создает дополнительную устойчивость экономики республики. Сидорский не остался в долгу, предложив обсудить поставки российкой нефти на белорусские НПЗ. Судя по всему, Минск хотел бы получить большие преференции от Москвы в этой сфере.
Между тем вчера в Белоруссии эксперты активно обсуждали вопрос, как отразится на экономике страны недополучение российского кредита в 2 млрд. долл. Минск несколько раз безрезультатно напоминал Москве о последнем транше в 500 млн. долл. Однако в понедельник министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что выдача этой суммы «на двусторонней основе» не планируется. Министр уточнил, что у Белоруссии есть шансы получить эти деньги только из антикризисного фонда ЕврАзЭС. Белорусский коллега Кудрина Андрей Харковец через официальные СМИ тут же парировал: Минск у ЕврАзЭС денег не просил, и вообще пока «не существует формализованной процедуры работы с фондом». Исходя из этих позиций, Харковец заявил, что Белоруссия будет продолжать переговоры с РФ о получении кредита.
Эксперты и население тем временем обсуждают вопрос, что будет с белорусской экономикой, если 500 млн. долл. от России не поступят. «Это не те деньги, которые определяют безопасность, в том числе экономическую, Беларуси. На это у нас есть средства из других источников», – заявил журналистам председатель комиссии по национальной безопасности парламента Белоруссии Виктор Гуминский.
Независимые эксперты, говоря о последствиях, подчеркивают, что собственно 500 млн. долл., конечно, не спасут, но и не убьют белорусскую экономику. Но отказ в кредите, по их мнению, следует расценивать как намек на то, что и на остальные вопросы и предложения Минска Москва ответит отказом. А таковых у Минска много.
В частности, белорусская сторона предлагает отказаться от деления нефтяных пошлин и просит не повышать цену на газ в 2010 году, аргументируя это созданием Таможенного союза и сложным положением в целом в экономике из-за кризиса. Кстати, в среде бюджетников поползли слухи о том, что очередную и без того невысокую зарплату они вовремя не получат – местные СМИ распространили информацию о том, что в Минздраве уже «обрадовали» сотрудников известием о планируемых задержках зарплаты. Однако некоторые наблюдатели не исключают, что эта информация была санкционирована, чтобы усилить культивируемые в последнее время официальным Минском антироссийские настроения.
Белорусские власти дали понять, что при возникновении очередной конфронтации с Москвой не будут просто держать удар, а попытаются ответить по мере возможности. Так, по сообщению некоторых региональных СМИ, во многих населенных пунктах страны сотрудники госконтроля под различными предлогами изымают из торговли российские продукты. Одна из причин, например, слишком мелкий шрифт на упаковках. Старт таким проверкам на минувшей неделе дал глава Госконтроля Зенон Ломать. Такими мерами, по мнению экспертов, власти намекают Москве на готовность начать в случае чего торговую войну, а заодно, запрещая импорт, борются с отрицательным внешнеторговым сальдо.
Минск