Глава ФАС Игорь Артемьев пока безуспешно борется с монополизмом нефтяных компаний на топливном рынке.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Борьба антимонопольной службы с нефтяными компаниями (НК) идет по замкнутому кругу: требования снизить цены на топливо из-за снижения мировых цен на нефть наталкиваются на противодействие, несмотря на угрозу многомиллиардных штрафов. Эксперты полагают, что антимонопольная служба сегодня играет роль цепного пса правительства. А главные претензии следует направлять именно властям, которые при существующей системе налогообложения сами провоцируют компании действовать по собственному усмотрению.
Вчера истек назначенный федеральной антимонопольной службой (ФАС) срок для объяснений причин того, что НК не снижали оптовые цены на нефтепродукты в течение последних девяти месяцев. Однако внятного ответа не последовало.
В минувшую пятницу ФАС письменно запросила у нефтяников объяснения, почему они не снижали оптовые цены на нефтепродукты в августе–сентябре 2009 года, а также информацию, какие меры принимались «для приведения цен к рыночному уровню». Причем срок был дан чрезвычайно жесткий – все соответствующие разъяснения должны были быть представлены уже к понедельнику, то есть ко вчерашнему дню.
Как отмечалось в пресс-релизе ведомства, в июле–сентябре этого года в ФАС поступило более 430 обращений граждан, адресованных руководству страны, а также обращений депутатов Госдумы и губернаторов о необоснованно высоких ценах на бензин. По мнению ФАС, на российском оптовом рынке нефтепродуктов сегодня, учитывая снижение мировых цен на нефть, существуют все условия для снижения цен на топливо внутри страны. Впрочем, представители компаний пока ссылаются на тот факт, что никакого письма либо не получали, либо готовятся отразить свою точку зрения. «Мы получили письмо, готовим ответ, – сообщил вчера Интерфаксу представитель «ЛУКОЙЛа». – Отправим письмо, когда подготовим». Впрочем, ситуация с требованием вчера оставалась довольно неопределенной. В частности, как сообщили «НГ» в пресс-службе «Роснефти», «по состоянию на первую половину дня компания никаких документов от ФАС не получала».
Между тем в самой антимонопольной службе утверждают, что работа ведется. «Свои объяснения уже прислала компания «Газпром нефть», которые мы пока изучаем, – сообщили вчера «НГ» в пресс-службе ФАС. – День еще не закончился, так что ждем. Мы ведем свою обычную работу – анализируем рынки. Если будут выявляться нарушения, то будем возбуждать дела, то есть вести обычную свою работу».
Напомним, что борьбу за справедливые цены на бензин ФАС ведет долго и с переменным успехом. Осенью 2008 года она признала четыре крупнейшие нефтяные компании – «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ» и ТНК-ВР – нарушителями закона о конкуренции за установление монопольно высоких цен на нефтепродукты. Тогда ведомство предписало компаниям прекратить нарушения и оштрафовало «Газпром нефть» на 1,356 млрд., ТНК-ВР – на 1,112 млрд., «Роснефть» – на 1,508 млрд. и «ЛУКОЙЛ» – на 1,443 млрд. руб. Впрочем, все оштрафованные компании обжаловали решения ФАС в судах. В частности, ТНК-ВР удалось уже в суде кассационной инстанции доказать неправомерность штрафа, в связи с чем ФАС собирается обращаться в Высший арбитражный суд.
В этом году борьба разгорелась с новой силой, и антимонопольное ведомство вновь возбудило дела в отношении тех же четырех компаний за аналогичные нарушения, а также за злоупотребление доминирующим положением на топливном рынке. Две из них – ТНК-ВР и «Газпром нефть» – оштрафованы на 4,2 млрд. и 4,7 млрд. руб. соответственно, а по «Роснефти» и «ЛУКОЙЛу» решения еще не приняты.
Эксперты считают, что ФАС в стремлении навести порядок зачастую бьет не в ту точку. «Судя по высказываниям руководства службы и его действиям, складывается впечатление, что это чрезвычайно политизированная организация, – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Там не представляют, что цена определяется спросом, и если по такой цене товар покупают, то по ней можно его и продавать, поскольку «справедливой цены» не существует. Зависимость от мировых цен, на которую ссылается ФАС, существует, но она не вполне прямая, поскольку в соответствии с повышением цен на нефть повышается и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который повышается раз в месяц. Фактически он поглощает от 23 до 27% от цены бензина и варьируется в очень широких пределах, причем по воле правительства, а не нефтяных компаний».
При этом роль ФАС, по мнению аналитика, сводится к пиару – показать, что правительство что-то делает. «Она, конечно, может оштрафовать, что и делает регулярно, – отмечает Крутихин. – Но если посмотреть внимательнее, то штрафы на самом деле незначительны, к тому же они с успехом оспариваются. Доказать, что НК была в самом деле была в чем-то виновата, – чрезвычайно трудно, поскольку она всегда может сослаться на то, что НДПИ был повышен со стороны правительства». Это «бумажный тигр», предназначенный для выпуска пара в угоду публике, считает эксперт. К тому же нефтяное лобби гораздо сильнее, чем вся контора Игоря Артемьева.
В свою очередь, ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров отмечает, что ФАС могла бы более радикально отстаивать интересы потребителей, но сегодня не полностью проработана законодательная база, которая позволила бы наказывать за очевидные дисбалансы и диспропорции в этой сфере.