Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина опровергает заявления первого вице-премьера Игоря Шувалова о приватизации «Роснефти».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера правительственная комиссия по иностранным инвестициям под председательством премьера Владимира Путина решала судьбу очередных сделок по продаже активов российских предприятий. Ее работа, дающая зеленый свет зарубежным инвесторам в Россию, приобретает особую актуальность в связи с наполеоновскими планами приватизации госимущества на 2010 год.
В понедельник глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина озвучила новое задание для Росимущества – продать госсобственность почти на 100 млрд. руб. Эксперты считают, что в условиях кризиса эта задача невыполнима, однако источники ликвидации бюджетного дефицита ограничены и приватизация будет проводиться даже в ущерб интересам государства. При этом в выигрыше останутся бизнес-структуры, приближенные к власти.
Задачу пересмотреть программу приватизации на 2010 год и на последующие годы Владимир Путин дал в апреле с целью пополнения доходов бюджета в 2010–2012 годах через займы. Однако пересмотр плана приватизации госимущества на 2010 год вызвал скандал в правительстве. Первый вице-премьер Игорь Шувалов и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сделали взаимоисключающие заявления насчет продажи пакета акций «Роснефти», принадлежащего государству. 22 сентября Шувалов, участвовавший в российско-сингапурском бизнес-форуме, сообщил Bloomberg, что Россия может частично продать свои доли в публичных компаниях, «включая «Роснефть». Причем, по его словам, список подлежащих продаже госактивов не только передан правительству России, но уже и обсужден.
29 сентября Набиуллина на инвест-форуме «ВТБ Капитал» опровергла слова первого вице-премьера. Как оказалось, государство не планирует расставаться с «Роснефтью». «Сейчас обсуждаются «Совкомфлот» и «Росагролизинг». По «Роснефти» таких предложений нет», – сказала она журналистам. Кроме того, Набиуллина подтвердила, что правительство намерено активизировать продажи госимущества в будущем году, поскольку в настоящее время стоит задача увеличить доходы бюджета от приватизации. По некоторым данным, план Росимущества увеличен в 15 раз – с 7 примерно до 100 млрд. руб.
Дополнительные доходы чиновники рассчитывают привлечь в бюджет за счет широкой распродажи госпакетов акций морских портов и аэропортов. Впрочем, с большой долей вероятности эти проекты могут оказаться прожектами. В новейшей истории России планы приватизации госсобственности не исполняются с завидной регулярностью. В частности, в 2008 году Росимущество справилось с этим планом на 60%, доход бюджета составил немногим выше 7,2 млрд. руб. В 2007 году план удалось выполнить на 45%, при этом доход от приватизации составил 18,3 млрд. руб. Столько же было и в 2006 году (план выполнен на 59%). Лучший результат Росимущество показало в 2005 году – план приватизации исполнен на 81%, а в бюджет перечислено 34,8 млрд. руб.
Независимые эксперты не исключают, что стремление правительства получить рекордный доход от приватизации госсобственности любой ценой, чтобы закрыть дыры в бюджете-2010, будет сопровождаться серьезными нарушениями. Как со стороны чиновников, которые приложат максимум усилий для извлечения коррупционных доходов, так и со стороны бизнеса. Очевидно, что отечественный частный капитал в условиях кризиса не обладает достаточными ресурсами для приобретения выставленных на продажу госактивов. «Чтобы кому-то продать пакеты акций, находящиеся сейчас в собственности у государства, придется очень постараться», – говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, в условиях экономического спада многие активы стали непривлекательными для инвесторов. А в таких условиях продажа возможна только с серьезным дисконтом.
Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев высказал предположение, что бизнесу, предлагая купить какие-либо активы у государства, могут в очередной раз напомнить о «социальной ответственности». У власти выбор невелик. Резко возросшие социальные обязательства государства на 2010 год обусловили высокий дефицит федерального бюджета, покрыть который правительство частично рассчитывает за счет приватизации. На приход иностранных инвесторов в Россию сегодня надежда слабая, считает эксперт. Несмотря на то что российские власти последнее время занялись усиленной саморекламой, стремясь показать зарубежным партнерам, что наша страна уже начала выходить из кризиса и экономика пошла в рост, иностранцы будут «глубоко думать», стоит ли им рисковать своими деньгами, отметил Николаев. С этим утверждением согласен и Крутихин, по словам которого практически все предыдущие попытки западных инвесторов вложиться в российские активы оказались провальными. Особенно негативные эмоции у иностранцев вызывает опыт «народных» IPO «Роснефти» и ВТБ, считает аналитик. По его словам, накануне «народного» размещения акций в московских офисах зарубежных компаний раздавались телефонные звонки с требованием поучаствовать в этих IPO, если только эти компании хотят и дальше работать в России.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин обращает внимание на тенденцию возврата в страну капиталов из офшорных зон. «Эти деньги инвестируются очень разборчиво, с перспективой лет на 10 вперед», – отметил эксперт. По его мнению, некоторые активы, которые будут выставлены Росимуществом на продажу в будущем году, могут представлять интерес для отечественного бизнеса как инвестиции в будущее.
Впрочем, даже в этом случае Делягин сомневается в честности и открытости российской приватизации образца 2010 года. «У нас есть опыт ваучерной приватизации, приватизации 90-х годов прошлого века и «точечной» приватизации последних лет. «Сейчас главными выгодоприобретателями были и остаются чиновники, которые управляют этим процессом», – подчеркнул эксперт. При этом возможно столкновение интересов, подобные разногласия были между Шуваловым и Набиуллиной относительно планов приватизации «Роснефти». «Приватизация активов такого рода осуществляется под заранее известного собственника. Если этот собственник оказывается не готов удовлетворить растущие аппетиты чиновников, то сделка срывается», – подчеркнул Делягин. В чистоту и прозрачность приватизации он не верит. «Это так же, как конкурсы при закупках для госнужд. Победитель известен еще до открытия конкурса», – сказал Делягин.
Такого же мнения придерживается и Николаев. «Честная приватизация невозможна в условиях нереформированного государства, когда госаппарат неэффективен, а мотивация чиновников ущербна», – подчеркнул он. В том, что конкурирующие между собой кланы в высших эшелонах власти еще не пришли к балансу интересов, уверен Крутихин. Однако при этом он уверен в одном – вопросы отчуждения госсобственности – что, кому и за сколько – будут решаться не в Кремле, а в апартаментах главы правительства.